Университет XXI века: научное измерение

Философия, культура и этика в современном мире 533 Г. В. Валеева, А. В. Слобожанин, Д. А. Эрхард Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЗНАЧЕНИЕ ОТКРЫТИЯ НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ ПИФАГОРЕЙЦЕВ Аннотация. В статье рассмотрено значение пифагорейской школы для гносеологии и развитии теорий числовых систем. Показано, что существование иррациональных чисел (несоизмеримых отрезков) противоречит представлению пифагорейцев о простоте и недели- мости единицы, а также о гармонии чисел. Рассматриваются стратегии преодоления агно- стицизма, вызванного открытием иррациональности. Ключевые слова: пифагорейство, основания математики, несоизмеримость, иррацио- нальность. Несмотря на трудность изучения пифагорейской мысли, сегодня никто не будет отрицать огромного влияния данной школы на всю последующую фило- софскую, научную и отчасти религиозную традицию. Британский философ Альфред Норт Уайтхед утверждал: «Наиболее правдоподобная общая характе- ристика европейской философской традиции состоит в том, что она представ- ляет собой серию примечаний к Платону» [1]. Отметим, что на учение Платона, пифагореизм оказал влияние, с которым может сравниться лишь воздействие на него Сократа. Это можно проследить в таких работах мыслителя как «Тимей», «Федон», а так же в других диалогах и примечаниях. Так, по мнению Платона «Древние, которые были лучше нас и обитали ближе к богам, передали нам ска- зание, что все, о чем говорится, как о вечно сущем, состоит из единства и мно- жества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность» [2]. Одним из главных аспектов философии Пифагора является математика, как доказательное дедуктивное обоснование. Так же, пифагорейцам принадле- жит открытие иррациональности, основа I–IV книг «Начал» Евклида и многое другое. Поскольку, пифагореизм – это огромный пласт для различных интер- претаций, в данной статье, мы проанализируем влияние на философское учение Пифагора, открытия несоизмеримости стороны квадрата с его диагональю. Как известно, пифагорейцы считали, что «все вещи суть числа». С совре- менной точки зрения, это положение, на первый взгляд покажется бессмысли- цей, однако стоит понимать, что наше представление об этом сильно отличается от того, как это видел Пифагор. Мыслитель нашел взаимосвязь между арифме- тикой и музыкой (наиболее известное из его исследований), и из этой взаимосвя- зи, он вполне мог вывести, что в основании всех вещей (т.е. в основании всего нашего мира) лежат числа и их отношения. Любую вещь или явление можно вы- разить в числах. Вероятно, он представлял числа как имеющие какую-либо фор- му то, что в математике квадрат или куб числа, все это исходит из учения Пифа- гора. А возможно он считал числа, чем-то имманентным всем вещам. Бертран Рассел отмечает: «К несчастью для Пифагора, эта его теорема сра- зу же привела к открытию несоизмеримости, а это явление опровергло всю его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=