Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 53 Е. В. Гревцова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С КЕЙСОМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы работы с кейсом в профессиональной подготовке социальных работников. Автор акцентирует внимание на потенциале технологии кейс-стади, раскрывая особенности решения различных видов кейсов. Ключевые слова: будущий социальный работник кейс, кейс-стади, технология. Метод кейс-стади является относительно новым методом, однако он уже зарекомендовал себя в качестве надёжного и интересного метода. В процессе подготовки будущих специалистов по социальной работе кейс-стади занимает одно из приоритетных мест именно как эффективный метод обучения студен- тов навыкам решения проблем, типичных для социальной работы. В самом общем смысле в социальной работе понятие «кейс» (от лат. «casus») определяется как неожиданно возникшее происшествие, случай, собы- тие, ситуация, казус, которые в большей или меньшей степени считаются проблематичными, доставляющими беспокойство и в связи с этим требующи- ми разрешения. Фактически для социальной работы кейс представляет собой проблемную ситуацию, в которой оказался индивид, группа людей, требующую профессио- нального вмешательства социального работника. Такая социальная ситуация сопровождается набором индивидуальных условий и характеристик, становя- щихся элементами решения. Главной целью метода кейс-стади является анализ ситуации – кейса, воз- никающего в конкретном случае, и выработка практического решения. К отли- чительным особенностям метода кейс-стади относятся создание модели кон- кретной проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; формиро- вание комплекса знаний и профессиональных компетенций; изменение функ- ционала преподавателя; многовариантность решения; коллективная работа по принятию решения; групповое оценивание деятельности. Кейс – это богатый дидактический материал, на основе которого студенты осваивают опыт осуществления индивидуальной социальной работы и приня- тия соответствующих практических решений, ее этапы, критерии оценки и т. п. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершен- ствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональный путь. При его внешней простоте специалисты описывают кейс-метод как сложную систему, интегрирующую более простые методы познания: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыс- ленный эксперимент, методы описания, игровые методы. Подобное сочетание способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=