Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 490 Н. Н. Хабаров, Б. П. Ваньков, А. Б. Ваньков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ К РАЗРАБОТКЕ ТРЕБОВАНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Аннотация. В статье приводится обоснование процесса подготовки будущих прог- раммистов к реализации трудовой функции «Разработка требований и проектирование прог- раммного обеспечения». Ключевые слова: программист, профессиональный стандарт, трудовые функции про- граммиста, программное обеспечение, проектирование. Одним из «китов», на которых сегодня базируется построение образова- тельного процесса в высшей школе, являются профессиональные стандарты. В результате разработки образовательной программы направления подготовки 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем было установлено, что в данном случае выстраивать траекторию обуче- ния следует с опорой по крайней мере на пять профессиональных стандартов шестой группы, среди которых ведущим является стандарт 06.001 Програм- мист. Обобщенные трудовые функции данных стандартов являются прототи- пами для определения профессиональных компетенций, представляющих собой базисные векторыдля выстраивания образовательного процесса и оценки каче- ства его протекания на этапах промежуточного и итогового контроля. Одной из таких функций является «Разработка требований и проектирова- ние программного обеспечения», которая соответствует наивысшему в данном стандарте шестому уровню квалификации и структурно объединяет в себе три трудовые функции: анализ требований к программному обеспечению, разра- ботка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимо- действие, проектирование программного обеспечения. Учебный план данного направления содержит целый ряд дисциплин, содержание которых обеспечива- ет формирование необходимых для этого знаний и умений, а возможность про- демонстрировать готовность к осуществлению соответствующих трудовых функций предоставляется при выполнении проектных заданий и в ходе прак- тик, и в процессе выпускной квалификационной работы. Несмотря на то, что каждый студент осуществляет проекты в своей предметной области и в соот- ветствии с конкретными индивидуальными техническими заданиями, можно выделить повторяющуюся последовательность действий. Докажем убедитель- ность приведенных рассуждений на примере разработки системы автоматиза- ции итоговой аттестации выпускников. Очевидно, что в данном случае анализ требований проводится на основе двух базовых документов: ГОСТ 34.601-90, определяющего в частности стадии создания системы, и технического задания, которое разрабатывается заказчи- ком (или научным руководителем, поскольку лишь небольшая часть подобных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=