Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 488 и 4 % девушек. Также различия в проявлениях мануальной асимметрии отме- чаются среди представителей различных факультетов. Наибольшее количество праворуких студентов отмечается на ФЕН – 97 %, леворуких и амбидекстров больше на гуманитарных факультетах (7–9 %). Ведущую ногу определяли по таким пробам, как измерение длины шага, запрокидывание ноги на ногу, определение размера стопы [2]. В наших иссле- дованиях было показано, что к правоногим относится 73 % юношей и 67 % де- вушек, к левоногим – 21 % юношей и 15 % девушек, к равноногим – 6 % юно- шей и 18 % девушек, т. е. левоногость и равноногость встречаются чаще, чем леворукость и амбидекстрия. Также различия в проявлениях асимметрии ног отмечаются среди представителей различных факультетов. Под сенсорной асимметрией понимают неравное функционирование органов чувств. С этой точки зрения выделяют ведущий глаз, ведущее ухо и т. д. [1, 3, 5]. Для выявления ведущего глаза мы использовали такие пробы как проба Розенбаха, подмигивание, прицеливание, проба с калейдоскопом, «карта с дыр- кой» [2]. Нами было показано, что ведущий правый глаз выявляется у 71 % юношей и 56 % девушек, левый глаз – у 29 % юношей и 37 % девушек, симмет- рия глаз наблюдается только у девушек (7 %). Среди студентов исследуемых факультетов распространенность ведущего глаза примерно одинакова: около 60 % студентов имеют ведущий правый глаз, 35 % – левый глаз, симметрия глаз наблюдается примерно у 5 % учащихся. Ведущее ухо определяли с помощью таких проб, как шепот, проба с часа- ми, разговор по телефону, прислушивание [2]. Ведущее правое ухо чаще встре- чается у юношей, левое ухо – у девушек, а распространенность амбидекстрии по уху у юношей и девушек примерно одинакова и достаточно высокая (17– 18 %). Среди групп студентов исследуемых факультетов распространенность ведущего уха различна: больше всего студентов с ведущим правым ухом – на ФЕН, примерно одинаковое количество студентов с ведущим левым ухом (19– 24 %), слуховая амбидекстрия встречается на гуманитарных факультетах при- мерно у 20 % учащихся, а на ФЕН – в три раза реже. Полученные нами данные о распространенности моторной и сенсорной асимметрии соответствуют статистике, приводимой в литературе [1, 3, 7]. Под индивидуальным профилем межполушарной асимметрии понимают индивидуальный комплекс моторных, сенсорных и психических асимметрий – симметрии. По соотношению 3 видов асимметрий, определяемых по схеме «ру- ка – ухо – глаз», теоретически может быть выделено 27 профилей: от чистых правшей ППП до чистых левшей ЛЛЛ [2, 3, 4]. В исследованной нами группе студентов было выделено всего 20 вариан- тов индивидуальных профилей асимметрии, из них 10 вариантов праворуких, 5 вариантов – леворуких и 5 вариантов – амбидекстральных. Большинство об- следованных студентов характеризуется праворукостью с различными вариан- тами доминирования уха и глаза – 87 %, количество леворуких студентов составило 6 %, лиц с нечетко выраженной асимметрией – 7 %. В общей выбор- ке самыми распространенными являются профили ППП (38 %), ППЛ (14 %) и ПЛП (17%). При этом существует точка зрения, в соответствии с которой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=