Университет XXI века: научное измерение

Естественные и точные науки 487 И. В. Красникова, М. Й. Тюрина, Т. Н. Коняева, Г. В. Красников, Г. М. Пискунова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОФИЛЬ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ Аннотация. Изучали распространенность различных профилей межполушарной асим- метрии среди студентов педагогического вуза и их связь с успеваемостью. Всего выделено 20 вариантов индивидуальных профилей МПА, из них самыми распространенными являются профили ППП, ППЛ и ПЛП. В исследуемой выборке студентов достоверной корреляции между профилем МПА и успеваемостью (средним баллом) по естественнонаучным и специ- альным дисциплинам не установлено. Ключевые слова: профиль межполушарной асимметрии, студенты, успеваемость. Учет индивидуальных особенностей современных студентов относится к одному из важных аспектов сохранения их здоровья [6]. Проявления функ- циональной асимметрии больших полушарий, которая выражается в типах про- филя латерализации двигательных, сенсорных и психических функций, доста- точно интенсивно изучаются в последнее время научными направлениями, ис- следующих работу головного мозга человека [1, 4, 6]. Профиль межполушарной асимметрии влияет на адаптационные возмож- ности человека. Так, в литературе имеются данные о связи функциональной асимметрии больших полушарий с успешностью школьников и студентов, их общей адаптивностью к условиям обучения [4, 6]. Целью нашей работы был анализ распределения студентов педагогическо- го вуза по типам профилей межполушарной асимметрии (МПА) и выявление его возможной корреляции с уровнем успеваемости студентов. В исследовании приняли участие 103 студента различных факультетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого (21 юноша и 82 девушки): 29 студентов факультета естественных наук, 31 студент факультета психологии и 23 студента факульте- та истории и права. Моторная (двигательная) асимметрия проявляется в неравнозначности рук и ног в выполнении функций [1, 3]. Под рукостью или мануальной асимметри- ей понимают наблюдаемое в поведении человека преимущество одной из рук по ловкости, силе, скорости движений. В европейской популяции большая часть людей относит себя к праворуким [7]. Амбидекстрия – это вариант, при котором человек одинаково успешно владеет двумя руками. В нашей работе ведущая рука определялась с помощью таких объективных проб, как измерение длины рук, динамометрия, рисование вертикальных линий, проставление точек в 100-клеточном квадрате [2]. Нами было отмечено, что имеются половые различия в распространенности ведущей руки в нашей экспе- риментальной группе: к праворуким относится 77 % юношей и 89 % деву- шек, к леворуким – 5 % юношей и 7 % девушек, к амбидекстрам –18 % юношей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=