Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 47 Ресурсы личности программиста и особенностей его взаимодействия с со- циальной средой, с помощью которых будущий специалист сможет делать здо- ровый и осмысленный поведенческий выбор – это основная задача методиче- ских воздействий. В ходе реализации программы семинарских занятий развива- ется способность производить грамотную когнитивную оценку ситуации меж- личностного взаимодействия и контролировать свой поведенческий выбор. Пу- тем реализации специально составленных тренинговых программ повышается сформированность позитивной Я-концепции, уровень развития эмпатических и коммуникативных качеств личности, а также сензитивность студентов как один из основных компонентов их социальной компетентности. Система заня- тий включает четыре раздела: информационный; когнитивный; развитие лич- ностных ресурсов; развитие стратегий поведения и навыков. К настоящему моменту сформировалось три основных направления разви- тия данного исследования: организация практической деятельности студентов; выработка навыков по улучшению психологического климата в коллективе; ра- бота с индивидуальными особенностями будущих программистов. В заключение отметим, что риск негативных последствий профессиональ- ной деформации существует почти у каждого специалиста в области програм- мирования, но возможно их минимизировать, если своевременно изучить ее ос- новные аспекты и использовать возможности личностного развития во взаимо- действии со специалистами, способными передать надлежащий опыт. Литература 1. Белая, О. А. Психология программирования: человеко-машинный аспект информационных технологий [Электронный ресурс] / О. А. Белая, Б. А. Нови- ков. – URL: http// :it-education.ru/2004/reports/odintsov.htm (дата обращения: 28.05.2019). 2. Бoйкo, В. В. Cиндpoм «эмoциoнaльнoгo выгopaния» в пpoфeccиoнaль- нoм oбщeнии / В. В. Бойко. – CПб., 2010. 3. Ваньков, А. Б. Психологические аспекты профилактики эмоционального выгорания у субъектов образовательного процесса / А. Б. Ваньков // Универ- ситет XXI века: Исследования в рамках научных школ: Материалы науч. конф. науч.-пед. работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2015. – С. 41–47. 4. Даниленко, С. В. Влияние математического моделирования на процесс формирования профессиональных компетенций программиста / С. В. Данилен- ко, Ю. М. Мартынюк, В. С. Ванькова, Б. П. Ваньков // Достижения вузовской науки: от теории к практике: Материалы II Междунар. науч.-практ.конф. – Но- восибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. – С. 83–88. 5. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. 6. Климов, Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды / Е. А. Климов. – М.: Наука, 2016. 7. Даниленко С. В., Мартынюк Ю. М., Ванькова В. С. Квест как форма ор- ганизации проектной деятельности студентов / С. В. Даниленко, Ю. М. Марты- нюк, В. С. Ванькова // Совершенствование организационной и методической

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=