Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 463 Н. А. Хван, М. В. Сучкова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения диалогической речи как основному компоненту говорения на уроке иностранного языка. Особое внимание уделяется различным подходам в методике обучения диалогической речи, которые помогают учителю сделать свой урок продуктивным. Ключевые слова: коммуникация, иностранный язык, говорение, диалог, диалогиче- ская речь. Мир не стоит на месте. Отличительной чертой развития современного об- щества являются процессы глобализации, потребность в установлении контак- тов между народами и странами. Такая динамика в его развитии требует посто- янного взаимодействия, как между странами, так и между отдельными людьми. Следовательно, сотрудничеству и межличностной коммуникации в процессе диалогического общения на иностранном языке должно уделяться повышенное внимание в школьном образовании. Иностранный язык служит основой разви- тия человека как мультикультурной личности, способной применить изучаемый язык в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Взаимодействуя в социальном обществе, каждый преследует свои интере- сы, следовательно, общение характеризуется мотивацией. Посредством взаимо- действия с помощью иностранного языка участники коммуникации добиваются того, на что они мотивированны в межкультурной коммуникации. На современном этапе устная речь выдвигается на первый план при обуче- нии языку. Исходя из этого, в методике преподавания иностранного языка осо- бая роль уделяется обучению видам устной речевой деятельности и их практи- ческому применению. Говорение традиционно занимает лидирующую позицию среди видов ре- чевой деятельности в школе. Когда дети разных возрастов начинают изучать иностранный язык, то основной целью является приобретение умения говоре- ния для выражения своих мыслей, эмоций и намерений на иностранном языке и достижения своих целей. Но для речевого взаимодействия с другими в пер- вую очередь нужно научиться общению, а именно, научиться слышать своего собеседника, правильно сигнализировать о реакции на его высказывания, и на- конец, правильно доносить свою информацию. Таким образом, возрастает ин- терес к обучению диалогическому общению. Как известно, обучение говорению включает в себя такие формы деятель- ности, как монолог и диалог/полилог. «Диалогическая речь – это эффективный вид учебной деятельности для закрепления и отработки грамматических струк- тур, лексики, культурологических реалий» [1]. Кроме того, хороший урок ино- странного языка должен проходить на этом языке. Таким образом, иностран-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=