Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 46 ничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и приня- тие своего и чужого опыта во всем его разнообразии. Формирование данных умений осуществляется путем решения учебных задач в ходе образовательного процесса в вузе. Причем каждая задача имеет свои особенности. Например, за- дача «Строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми» с одной стороны решается в процессе групповой работы при осуществлении формали- зации и моделирования некоторой конкретной предметной области, а с другой стороны – в процессе проведения тренинга по написанию инструкции пользо- вателю какой-либо информационной системы. Программист ставит себя на мес- то пользователя, моделирует его действия и описывает реакцию системы. Грамотно выстроенная работа по повышению личностной устойчивости студентов-программистов к негативным последствиям профессиональной де- формации может помочь в выработке целого ряда качеств личности, которые дополнят профессиональные компетенции и при необходимости послужат для приостановки начавшегося негативного процесса деформации. В контексте пе- речисленных исследований психогигиена личности является приоритетным на- правлением в психологической подготовке студентов-программистов. Одной из ключевых методических задач в данном русле является комплекс педагогических воздействий при составлении и реализации общих со студента- ми проектов. Негативное влияние всевозможных факторов профессиональной среды, в которой происходит взаимодействие различных ее субъектов, изучает- ся на практике совместно с уже действующими специалистами в области IT-технологий. Преподавательская деятельность, ориентированная на покомпо- нентную реализацию вместе со студентами важнейших профессиональных действий, в течение ряда лет акцентируется на позитивном преобразовании личностных черт [4, 7, 8, 9]. Для исследования уровня сформированности компонентов эмоционально- го выгорания был использован комплекс диагностических методик: «Диагнос- тика уровня профессионального сгорания» В. В. Бойко, «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (адаптирован Н. Водопья- новой, Е. Старченковой), опросник Я. Стреляу. Исследование эмоционального выгорания у студентов-программистов (2 подгруппы 18 и 13 человек) показало, что 32 % из всей обследуемой группы, имеет отдельные симптомы «выгора- ния», а у 19 % находится уже на стадии ее формирования. Уже первые результаты исследования позволили наметить практические шаги к решению проблемы. Подобранные диагностические методики и состав- ленная программа психологической подготовки на предмет повышения лично- стной резистентности студентов к возможным негативным воздействиям про- фессиональной среды. В рамках изучения дисциплины «Психологические ос- новы программирования», проведено информирование о таких возможностях противодействия стрессогенным факторам как эффективные копинг стратегии. Развитие и модификация поведенческих стратегий, направленных на разреше- ние проблем, поиск и оказание социальной поддержки является емким и пер- спективным направлением подготовки студентов-программистов к психологи- ческим перегрузкам [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=