Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 455 М. А. Овсянникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ В ШКОЛАХ ГЕРМАНИИ Аннотация. Статья информирует о формировании основных компетенций у обучающих- ся в процессе преподавания иностранного (английского) языка в начальной школе Германии. Ключевые слова: развитие компетенций, становление продуктивных и репродуктивных навыков, английский язык, начальная школа Германии. В процессе овладения иностранным языком на начальной ступени обуче- ния в школах Германии сформированность таких компетенций, как письмо, чтение, аудирование и говорение, представлена в единой системе и не рассмат- ривается изолировано друг от друга. И тем не менее в первые годы работы с иностранным языком выявляется доминирование устной формы обучения. Таким образом, большее внимание уделяется аудированию и говорению, неже- ли чтению и письму. В возрасте 6-8 лет дети с удовольствием знакомятся с ин- тонационной системой нового языка, кроме того на этом этапе детского разви- тия уже хорошо сформированы умения имитировать чужую речь, что позволяет ученикам упражняться в произношении слов изучаемого языка. Аудированию приписано большое значение для развития коммуникатив- ной компетенции. В аудировании дети тренируются на основе различных уп- ражнений, подкрепляя услышанное действиями. Аудирование способствует выработке чувственного восприятия языка и формирует правильное произно- шение. Упражнения на восприятие на слух типа: mouse- mouth, bed-bad выпол- няются осознанно, с примерами на употребление. Часто осознанной визуализа- ции услышанного способствуют мимика, жесты, движения. Если понимание на слух и понимание при чтении поддерживается соответст- вующей визуализацией и контекстуализацией, то говорение базируется на изуче- нии отдельных слов и клише, построении простых предложений и связанных в тексте предложений. Учащиеся используют сначала язык репродуктивно, а со временем продуктивно, и, наконец, они учатся обходиться творчески с изучаемым языком. Условиями мотивирования детей к говорению являются значимые для них коммуникативные ситуации в атмосфере доверия и отсутствия страха сделать ошибки при говорении. Учитель поддерживает и поощряет акт говорения, исполь- зуя при этом наглядные пособия грамматических структур языка. Коммуникативные ситуации отрабатываются в форме диалога или пре- зентации, дети начинают говорить все больше и больше, задействуя знакомый вокабуляр и сложные конструкции, при этом удовлетворяя собственные рече- вые намерения. Основной задачей при обучении чтению является понимание прочитанно- го без декодирования каждого отдельного слова с опорой на имеющиеся у уче- ников жизненные знания и лингвистический опыт.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=