Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 454 реннего состояния человека (например, sich freuen wie ein Schnitzel (букв. «ра- доваться как шницель») ‘очень сильно радоваться’), психических ментальных процессов (например, wissen, wo der Frosch die Locken hat (букв. «знать, где у лягушки кудри» ‘хорошо разбираться, знать, что к чему’), способа взаимодей- ствия человека с внешним миром (например, klare Kante zeigen (букв. «показы- вать четкую грань» ‘бескомпромиссно отстаивать точку зрения’) и пр. Таким образом, можно говорить о тройном антропоцентризме новой идиоматики: об ономасиологическом антропоцентризме, проявляющемся в ан- тропологически ориентированной идеографической избирательности новых идиом, об антропоцентризме внутренней формы, обнаруживающемся в выборе антропологически понятных образно-ассоциативных оснований, и об антропо- логически детерминированном происхождении новых идиом как продуктов не- прерывного аксиологического познания мира человеком. Литература 1. Алефиренко, Н. Ф. Антропоцентрическая фразеология: парадокмы и реа- лии / Н. Ф. Алефиренко // Slovo. Tekst. Czas. VIII. Человек во фразеологии и лек- сике славянских языков. – Szczecin, 2005. – С. 66–71. 2. Вальтер, Х. Лексические и фразеологические неологизмы: общее и раз- личное / Х. Вальтер // Мир рус. слова. – СПб.: МИРС, 2011. – № 2. – С. 14–19. 3. Гриднева, Т. В. Фразеологический антропоцентризм в системе языка и речи / Т. В. Гриднева // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. – 2010. – № 10. – Т. 54. – С. 68–72. 4. Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. – М.: Яз. рус. культуры, 1996.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=