Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 453 ляет» незыблемость антропоцентрического понимания мира человеком. Наиболее яркими представителями фразеологических неологизмов являются новые идиомы – знаки вторичной номинации, образуемые взаимодействием номина- тивного замысла, нацеленного на категоризацию и квалификацию обозначаемо- го, и метафорических средств его воплощения, окрашивающих номинативный замысел в национально-культурные тона. Новые идиомы – это единицы антропоцентрические, прежде всего, по своей идеографической (ономасиологической) ориентации. По мнению Х. Вальтера, «ономасиологической доминантой фразеологических неологизмов является … направленность на характеристику человека и различных сфер его деятельности» [Вальтер 2011: 18]. Главным идеографическим вектором новой идиоматики, как и идиоматики в целом, являются эмоции, восприятия, ощущения, знания, ценно- сти, характер, интеллектуальные и физические действия человека, его тело и ду- ховный мир, практическая жизнедеятельность, взаимоотношения в обществе и т. п. Так, например, новая идиома den Niveaulimbo tanzen (букв. «танцевать на уровне лимбо» (лимбо – танец, предполагающий проход под низко установлен- ной планкой) характеризует выполнение человеком каких-либо действий на край- не низком уровне. Антропоцентризм новых идиом проявляется, с другой стороны, в выборе антропометрических оснований категоризации и квалификации обозначаемого фрагмента мира, в соизмеримости познаваемой внешней действительности с по- нятными для человеческого восприятия «масштабами» и образами мира, в пред- почтении антропологически ориентированных образных составляющих, пере- дающих действия, явления и ситуации, связанные либо с самим человеком, либо с окружающей его действительностью. Иными словами, онтологической базой для формирования опыта познания и самого идиоматического образа выступают знания и представления человека о самом себе и собственной предметно- практической деятельности. Так, в новой идиоме (ganz) großes Tennis (букв. «от- личный теннис») значительное единоличное достижение осмысляется как каче- ственная, мощная игра в теннис, предполагающая победный результат, а этот весьма популярный в Германии вид спорта получает статус ценностного стерео- типа. Другой пример антопоцентрической квалификации – новая идиома ein in- neres Blumenpflücken (букв. «внутреннее собирание цветов»), характеризующая приятные ощущения, которые испытывает человек в той или иной ситуации. Антропоцентризм новой идиоматики заключается также в самом «человеке говорящем» как творце фразеологических форм и фразеологической семантики. По мнению Т. В. Гридневой, человек как «креативная фразеологическая лич- ность» не только активно использует фразеологические единицы в речи, но и пре- образует их структурно, обогащает новыми смыслами [Гриднева 2010, 68]. Креа- тивность homo loquens заключается, прежде всего, в его способности действовать в отношении языка и его единиц по собственному свободному выбору, в том числе выходить за пределы ограничений системы языка и предписаний языко- вой нормы для реализации своих коммуникативных намерений. В результате аксиологического познания мира человеком появляются и входят в общее употребление новые фразеологические единицы, раскрывающие оценку внут-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=