Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 45 сиональных деформаций: непрерывное «сканирование» своих возможностей; установка на анализ готовности к реализации трудовых функций; повышение интернальности контроля над значимыми явлениями и событиями; навыки бы- строй и точной реакции в кризисных ситуациях; готовность отреагировать на внешние воздействия; саморегуляция; высокий уровень познавательного инте- реса как залог успеха в профессии. Однако, при наличии негативных тенденций профессионального становле- ния, что в той или иной мере присуще каждому, варианты профессиональных деформаций могут быть таковыми: проецирование негативной проблематики на себя и обостренное восприятие причинно-следственных связей; привыкание к формализованным, а не творческим задачам; абсолютизированный самокон- троль и гиперрефлексия; стереотипизирование и отрицание живого опыта; низ- кий уровень социального взаимодействия; эмоциональное выгорание личности программиста. Проводимое исследование направлено на выработку у студентов- программистов ряда психологически значимых умений, навыков и личностных качеств. Оно может послужить началом для создания комплекса мер по повы- шению личностной устойчивости студентов-программистов к негативным по- следствиям профессиональной деформации. На первое место из рассмотренных выше компонентов профессиональной деформации можно поставить синдром эмоционального выгорания, который чреват тяжелыми последствиями при выполнении работ, поскольку начинается совершенно незаметно, но может привести к крайне негативным явлениям: ска- зывается на самой личности человека, на эффективности и качестве его труда. Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно, на фоне длитель- ных психоэмоциональных нагрузок, и приводит к истощению личностных ре- сурсов человека. Возникает он в результате длительного накапливания отрица- тельных эмоций, без соответствующей «разрядки» [2]. В рамках исследования возможных негативных последствий профессио- нальной деформации личности программиста приходим к выводу, что главной причиной эмоционального выгорания может стать несоответствие внутренних потенциалов требованиям внешней среды. При отсутствии у личности своего арсенала противодействий, синдром впоследствии имеет значительную вероят- ность развития. Опыт профилактики эмоционального выгорания показывает, что актуальна проблема взаимного обогащения путем обмена опытом. Анализ имеющихся теоретических и практических исследований показывает, что данная проблема получила определенную разработку, однако наибольшую актуальность для ра- боты с новым поколением программистов приобретает выработка готовности к проявлению значительной устойчивости к связанным с современными усло- виями профессиональной деятельности проблемам [2, 5]. Важнейшим личностным свойством, обеспечивающим стрессоустойчи- вость студента-программиста, является уровень личностной зрелости специа- листа. Здесь подразумевается степень осознания себя, способность брать на се- бя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=