Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 440 В. И. Кудинова, О. А. Кудинова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МАРКИРОВАННОЕ СЛОВО И ВОЗМОЖНОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ Аннотация. Рассмотрено употребление прописной буквы и приемы актуализации лек- сического значения маркированного слова в текстах литературных сказок. Ключевые слова: графика, письменная речь, графические стилистические средства, про- писная буква, квазисобственные имена, импликационные связи, маркированное слово, сказка. Графика играет важную роль в визуальном восприятии текста. Давая опре- деление графике, И. Я. Арнольд отмечает, что «графика представляет собой осо- бую систему знаков и правил их употребления, предназначенную для передачи звукового вербального сообщения в виде, пригодном для восприятия зрением» [1, с. 341]. Она делает вывод о том, что графика является не особым уровнем, а особым кодом. Графическое оформление текста является его визуальным порт- ретом, ведь в широком понимании текст функционирует как определённый зву- ковой комплекс, передающий художественную информацию средствами различ- ных семиотических систем [5, p. 12]. При этом важной частью речевой стратегии писателя, в том числе и создателя литературной сказки, служит, в частности, пунктуация [6, p. 25]. Письмо является вторым средством общения после звукового языка. Р. Якобсон, поддерживающий эту точку зрения, сравнивает связь письма с язы- ком как план выражения с планом содержания. Структура конкретного письма совпадает со структурой конкретного языка на уровне принципов организации. Однако письменная речь, или графика, представляет собой особую систему ко- дирования устной речи в тексте с помощью специальных приемов. Эта система отличается организованностью, в ней существует своя иерархия, а именно: бук- венные (1-й порядок) и небуквенные (2-й порядок) средства выражения пись- менного языка. Так в тексте литературной сказки могут присутствовать «сигна- лы» устной разговорной речи, посредством которых у читателя возникает пред- ставление о речи как создаваемой в условиях произношения [4, p. 25]. A. В. Петровский классифицировал графику или графические средства вы- деления следующим образом: 1) выделяющая стилистическая графика, т. е. отделение всего того, что не входит в собственно текст (заглавие, эпиграф), выделение того, что особенно важно в смысловом отношении; 2) эмфатические графические средства, т. е. выполнение коммуникативной и экспрессивной функции, имплицитное присутствие интонации; 3) паралингвистические графические средства, являющиеся экономным и на- глядным средством передачи информации: явления, сопровождающие звучащую речь, характеризующие физическое и душевное состояние героя [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=