Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 44 А. Б. Ваньков, Н. Н. Хабаров, Б. П. Ваньков Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРОГРАММИСТОВ К НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ Аннотация . В статье выделяются характеристики личности программиста, связанные с развитием профессиональных деформаций; делается попытка создания комплекса мер по повышению личностной устойчивости студентов-программистов к их (деформаций) нега- тивным последствиям. Ключевые слова : программист, профессиональная деформация, эмоциональное вы- горание. Исторически сложилось, что в школе формирование начальных знаний в области программирования возможно только при профильном обучении. За- частую происходит так, что первые серьезные знания будущими программи- стами приобретаются только на уровне профессионального образования. Изу- чение влияния на психику основных трудовых действий, которые выполняют специалисты в области программирования, является одной из актуальнейших тем для прикладных исследований современной психологии. Профессиональ- ная деятельность программиста предполагает высокую степень факторов, вызывающих психофизическое истощение, поскольку изначально требует длительного уединенного «общения» с задачей, после чего может наступить необходимость взаимодействия в группе для интеграции произведенного про- дукта в качестве модуля в некоторую информационную систему. Это приводит и к напряженной конкурентной борьбе, и к осуществлению усилий для повы- шения уровня взаимопонимания между участниками группы, поскольку от это- го часто зависит эффективность разработки сложных кодов и быстродействие их выполнения. По своим личностным предпочтениям программисты лучше работают со знаковыми системами, нежели с людьми, и работают они в условиях, когда полу- чение актуальных знаний требует значительных усилий, в то время как сами зна- ния имеют стремительную тенденцию к устареванию. Следствием является необ- ходимость непрерывного самосовершенствования с огромным напряжением сил. Труды отечественных специалистов в области психологии труда [1, 6, 10, 11], позволяют акцентировать внимание на выделении характеристик личности программиста, связанных с развитием профессиональных деформаций: терпе- ние и выдержка абсолютно незаменимы и необходимы в его повседневной работе; умение быстро адаптироваться к текущему состоянию технологий и постоянно мониторить возможности и эффективность использования но- вых технологий. При позитивном протекании процесса профессионального становления программиста можно выделить следующие положительные варианты профес-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=