Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 431 М. Г. Козырева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗЛИЧИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ Аннотация. В статье приводятся результаты анализа заданий письменной части экза- менов по английскому языку, принятых в стране изучаемого языка, в сравнении с заданиями письменной части ЕГЭ и ОГЭ. Описываются различия в формате и требованиях к письмен- ным заданиям, а также выявленные различия в подходах к обучению письму на уроках анг- лийского языка в отечественной и зарубежной практике. Ключевые слова: обучение письму, формат письма, требования к письменной работе, экзамен по английскому языку. Тема обучения письму в школе, на первый взгляд, кажется изученной: из- дано большое количество научных трудов, посвященных данной проблеме, ста- тей, рассматривающих подходы к обучению письменной речи на уроках ино- странного языка в школе. Тем не менее, в ходе исследования, включающего анализ письменных заданий и требований к их выполнению, представленных в экзаменационных программах по английскому языку в России и Великобри- тании, стране изучаемого языка, возник ряд вопросов, требующих дальнейшего углубленного изучения проблемы. Импульсом к началу исследования послужи- ли выявленные различия в требованиях к выполнению заданий, направленных на написание письма. Поиск эталона, источника письменного задания, пред- ставленного носителям языка и впоследствии адаптированного для экзамена по английскому языку в России, оказался безуспешным, так как в ходе исследова- ния были выявлены различия не только в требованиях, но и формате заданий, подходе к обучению письму на английском языке, в целом. В отечественной практике обучение письменной речи в школе реализуется на всех этапах: начальном, среднем и старшем. Это длительный и планомерный процесс, в ходе которого в соответствии с этапом обучения изменяется его со- держание. На начальном этапе обучения происходит овладение навыками гра- фики и каллиграфии. Большое внимание уделяется правильному написанию букв. Для развития данных навыков выполняются задания, направленные на написание букв по образцу, установление графемно-фонемных соответствий, анализ букв и звуков, группировку слов в соответствии с определенными при- знаками [2, с. 192]. Обучение письменной речи не происходит изолированно, оно непосредственно связано с обучением другим аспектам языка, например, на начальном этапе обучение письму связано с чтением, также основанном на графической системе. Одновременное обучение чтению и письму – залог эф- фективного овладения звукобуквенными соответствиями. Чтение выступает в роли надежного средства развития навыков письма [1, с. 249]. Средний этап обучения письменной речи характеризуется переходом от письма, как средства обучения, к письму, как цели обучения. Именно на данном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=