Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 427 И. О. Климов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Аннотация. В данной статье рассматриваются современные методики развития лекси- ческих навыков на уроках английского языка. Также приводится пример задания на развитие лексических навыков в среднем звене обучения, основанный на современном УМК с приме- нением видеоматериала, взятого из сети Интернет. Ключевые слова: лексическая единица, этапы работы с лексикой, презентация, закреп- ление, вывод в речь, упражнение, лексический навык. Лексический навык является одним из трёх базовых навыков (лексика, фоне- тика, грамматика), необходимых для овладения иностранным языком. На совре- менном этапе обучения иностранному языку существуют различные методики и подходы к обучению лексике, которые в разной мере задействуют информаци- онные технологии. Проблемой обучения лексике занимались такие отечественные и зарубежные методисты как: Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Е. Н. Соловова, Дж. Скривенер, П. Ур, С. Торнбэри, и др. В данной статье их разработки система- тизируются, и те, которые наиболее соответствуют современным требованиям и запросам ФГОС, находят своё отражение в приведённом задании. Как отмечает Е. Н. Соловова, знание слова предполагает знание его фор- мы, значения и употребления [2, c. 80]. Знание формы относится к графическо- му и звуковому компонентам лексической единицы, связь между которыми не всегда очевидна в английском языке. Что касается знания значения, то необходи- мо отметить, что для большой части английской лексики свойственна полисемия, что также необходимо учитывать при обучении лексике. Дж. Скривенер [3, c. 206] выделяет несколько больше аспектов, которые подразумевают знание лексиче- ской единицы: правописание, количество слогов, ударение, частеречная принад- лежность, грамматические особенности (например, формы неправильных глаго- лов), основное значение, коннотации, уместность в определённых ситуациях, функция в предложении, распространённые устойчивые сочетания, синонимы, омонимы и т. д. По мнению П. Ур [5, c. 61], знание слова предполагает сле- дующее: форма (произношение и правописание), грамматические особенности и категории, сочетаемость с другими лексическими единицами, аспекты значения (денотация, коннотации, уместность), отношение с другими лексическими еди- ницами (синонимы, антонимы, гипонимы и т. д.), словообразование и т. д. Кроме того, учащиеся должны понимать, в каком контексте лексическая единица может быть употреблена, то есть, необходимо не только ознакомить учащихся со звуковым, графическим и лексическим компонентами слова, но и показать, как та или иная лексическая единица употребляется в речи, по воз- можности обратив внимание на сочетаемость с другими частями речи и на син-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=