Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 420 Самым важным типом иконических знаков Ч. Пирс считал диаграммы. Диаграмматические знаки характеризуются структурным сходством со своим объектом, они «представляют отношения, в основном диадические или счи- тающиеся таковыми, между частями одной вещи через аналогичные отношения между собственными частями» [3, с. 202]. Эти положения теории Ч. Пирса послужили основанием для нового взгля- да на языковой символизм, в котором прослеживаются черты всех трех типов знаков. В настоящее время наличие элементов иконизма на разных уровнях языковой системы признано большинством лингвистов (см., напр., [4]). Ранее мы рассматривали иконические характеристики некоторых синтак- сических построений (см., напр. [2]). В рамках настоящей статьи представлена попытка инициации вопросов, связанных с рассмотрением одной из форм инте- рактивных технологий, а именно на ментальных картах (mind maps) в русле се- миотической теории. Ментальная карта представляет собой разновидность диаграммы с линия- ми, отражающими порядок организации информации для того, чтобы легко ее использовать или запомнить. Карты позволяют находить связи между отдель- ными элементами, удерживать одновременно в сознании большое количество информации, запоминать ее и воспроизводить ее спустя длительный срок. Именно такая организация составляющих характерна для диаграмматическо- го знака, что и позволяет говорить об известном изоморфизме структуры отра- батываемого языкового материала (означаемое) и его наглядного представле- ния (означающее). Ментальная карта создается как многоуровневое образование, связи эле- ментов в котором соответствуют реально существующим связям и отношениям законченного фрагмента языкового материала. Центральный образ располага- ется в середине диаграммы, вокруг него строятся элементы второго уровня, при этом значимость (пространственная и временная последовательность) этих элементов отражается в их линейном расположении – все карты читаются оди- наково: информацию считывают по кругу, начиная с центрального образа и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Линейное рас- положение может дополняться рисунками, символами и другой графикой, представляющей содержательные аспекты отображаемого материала в формате иконических знаков. Рекомендуется делать ментальные карты полихромными: цвет воспринимается мгновенно, а на восприятие текста нужно время [1]. Для создания более объемной картины количество уровней на карте можно увели- чить до трех-четырех, более масштабные карты теряют целесообразность по причине содержательной избыточности. Методика создания и применения ментальных карт может меняться в зави- симости от решаемой дидактической задачи: при рецептивных процедурах по- строение такой карты помогает студентам выделить в исследуемом материале главное и второстепенное, установить характер связи между элементами, их временную и пространственную локализацию. При продуцировании речи мен- тальные карты обеспечивают адекватную последовательность и логическую связанность высказывания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=