Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 419 А. И. Егоров, Л. Н. Полунина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Аннотация. Авторы исследуют иконический аспект технологии «ментальные карты (mind maps)» и характер ее применения в процессе аудиторной и самостоятельной работы студентов неязыковых направлений подготовки. Ключевые слова: языковой знак, иконический знак, фоносемантика, естественный синтак- сис, интерактивные технологии, ментальные карты (mind maps), коммуникативная компетенция. В российском и мировом образовании прогресс осуществляется за счет ис- пользования новых научных разработок и практического применения иннова- ционных технологий в процессе организации обучения иностранным языкам. Одной из таких технологий в практике преподавания английского языка высту- пает технология интерактивного обучения. Использование интерактивного подхода позволяет изменить характер обучения в условиях высшей школы: оп- тимизировать процесс овладения навыками иноязычного общения, ускорить восприятие, осмысление нового языкового материала, его обобщение, умение анализировать понятия, сокращать или увеличивать объем информации, и, тем самым, обеспечить способность и готовность выпускников к участию в меж- культурной коммуникации в профессиональной области. Внедрение и эффективное применение новых технологий требует их тео- ретического осмысления и обоснования. По нашему мнению, методологиче- скую основу интерактивных технологий может составить семиотика, предпола- гающая рассмотрение коммуникативных актов, а соответственно, и обучающих языковых моделей, в качестве знаковых построений. Положение о знаковой природе языка, на которую впервые определенно указал Ф. де Соссюр, явилось методологической основой последующих лин- гвистических исследований самых разных научных направлений. Согласно теории Соссюра, языковой знак есть двусторонняя психическая сущность, свя- зывающая не вещь и ее название, но понятие и акустический образ, то есть оз- начаемое и означающее. Оба эти элемента теснейшим образом связаны между собой и предполагают друг друга [5, с. 101]. Основоположник теории общей семиотики Ч. Пирс различал три типа зна- ков в соответствии с характером отношения означающего и означаемого: ико- ны, индексы, символы. Эти три типа знаков образуют градацию в направлении увеличения условности, то есть собственно знаковости, символизма. Ч. Пирс замечает, что «классы икон, индексов и символов [выступают] связанными друг с другом и с общим классом знаков по общему способу, как это и есть в дейст- вительности» [3, с. 205]. Ч. Пирс выделяет три типа иконических знаков: обра- зы (images), диаграммы (схемы) и метафоры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=