Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 417 Останавливаясь на структурно-критериальном аспекте, следует отметить, что оптимизацией является рациональное, научно обоснованное построение учебного процесса, которое реализуется в определенной последователь- ности действий преподавателя и учащихся и соответствует ряду установлен- ных критериев. В оценке оптимального обучения педагоги не имеют принципиальных раз- ногласий и в качестве основных критериев выделяют такие как: достиже- ние максимально возможных результатов во время процесса формирования знаний, умений и навыков, а также минимальные затраты времени, средств и усилий преподавателя и учащегося для достижения результатов за опреде- ленный период времени. Обращаясь непосредственно к этапам деятельности по оптимизации про- цесса обучения, возможно определить следующие несколько основных из них. На первом этап предполагается проектирование задач обучения таких как ознакомление с задачами обучения, сформулированными в Федеральном госу- дарственном образовательном стандарте, государственных программах и ди- рективных документах о работе на данном этапе; изучение и оценка условий для обучения, возможное улучшение условий, которые зависят от преподавате- ля; изучение, анализ и оценка реальных учебных возможностей обучающихся и преподавателей; конкретизация задач обучения с учетом имеющихся условий и возможностей учащихся и собственно преподавателя; определение первосте- пенных задач образовательного, воспитательного и развивающего характера; дифференциация задач по отношению к группам учащихся, по степени их учеб- ной подготовленности и т. п. Следующий второй этап заключается в выборе наиболее рационального варианта решения задач, иными словами, производится сравнительная оценка возможных вариантов содержания, методов, форм, средств, организации и тем- па обучения для решения поставленных задач в имеющихся конкретных усло- виях (ознакомление с методическими рекомендациями по изучаемой теме; ак- туализация передового опыта обучения; анализ собственного опыта преподава- ния в аналогичных условиях); сужение числа вариантов для выбора к двум; принятие решения о выборе (системе занятий по теме; типа и структуры заня- тия; главных элементов содержания; методов и средств обучения; сочетания общих, групповых, индивидуальных и дифференцированных форм. Затем, на третьем этапе оптимизации избранный вариант обучения реали- зуется. Преподаватель ставит задачи и обеспечивает их принятие учащимися, применяет средства стимулирования учебной деятельности, организовывает деятельность учащихся на максимально возможном уровне их активности и са- мостоятельности, а также формирует навыки рациональной организации учеб- ного труда, осуществляет текущий контроль и вносит необходимые коррективы в способы обучения. Учащемуся в свою очередь необходимо принять задачи обучения, осознать мотивы учения, проявлять максимально возможную актив- ность и самостоятельность в выполнении учебных заданий, в решении учебных проблем, самоорганизацию своей учебной деятельности, самостоятельно конт- ролировать и регулировать учебную деятельность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=