Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 416 Т. В. Дроздова, Е. А. Вишнякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Аннотация. Оптимизация процесса обучения увеличивает его эффективность, позво- ляет организовать учебно-воспитательную деятельность на более высоком научно-методиче- ском уровне, повышая при этом качество деятельности и педагога, и учащегося. Соблюдение определённых принципов и критериев оптимальности способствует созданию наиболее бла- гоприятных условий для научно обоснованного выбора учебных и методических задач, со- держания, методов и форм обучения для активации и повышения эффективности деятель- ности преподавателя. Ключевые слова: процесс обучения, оптимизация, эффективность. В настоящее время в педагогической науке вопросам оптимизации процес- са обучения уделяется значительное внимание, так как интенсификация обуче- ния продолжает оставаться одной из актуальных проблем педагогики средней общеобразовательной и высшей школы. Согласно положениям М. М. Поташника, оптимизация процесса обучения заключается в определённом выборе способов и средств работы, обеспечиваю- щих получение более высокого результата для данных конкретных условий, при наименьших затратах преподавателя. Один из несомненных экспертов в проблематике рассматриваемого вопро- са Ю. К. Бабанский определяет понятие оптимизации как совокупность спосо- бов обучения, из выбора самого оптимального варианта и из осуществления всех его компонентов: содержания, задач, форм, методов и разнообразных средств. Оптимальный способ обучения предполагает такой способ взаимосвя- зи деятельности преподавателя и учащегося, который ориентирован на дости- жение максимальной эффективности обучения, возможной в данной конкрет- ной ситуации, при этом без перегрузки учащихся и учителей. Очевидно, что в этом случае внимание акцентируется не просто на улучшении результатов, а на достижении максимальной эффективности процесса обучения. Вместе с тем, также необходимо принимать во внимание целостность и сис- тематичность оптимизации, иными словами оптимизировать следует все ком- поненты процесса обучения. Наилучший для конкретных условий вариант по- строения процесса обучения может быть выбран только с учётом системного анализа составляющих обучения, таких как: принципы обучения, его цели и за- дачи, содержание, методы и формы обучения, личностные особенности уча- щихся, их уровень обучаемости и обученности и т. д. Нельзя не остановиться на управленческом аспекте оптимизации обучения. Управление, базирующееся на всестороннем учете принципов, закономерно- стей обучения, современных форм и актуальных методов обучения, особенно- стей, внутренних и внешних условий данной системы, с целью максимально эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=