Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 414 В процессе речевого взаимодействия коммуниканты соотносят собствен- ные картины мира, в том числе и языковые. Относительная общность картин мира коммуникантов является непременным условием эффективности процесса речевого взаимодействия. В свою очередь, отсутствие подобной общности мо- жет вызывать противоречие, дискомфорт, что приводит к возникновению ког- нитивного диссонанса. Иными словами, исследуемое явление возникает вследст- вие столкновения возможных миров, находящее свою реализацию как в эксп- лицитных, так и в имплицитных пропозициях высказываний коммуникантов. Строго говоря, данное явление может анализироваться как явление ком- плексного характера, включающее как психофизиологические, так и собственно лингвистические аспекты проявления особенностей человеческой личности. Вместе с тем, предметом лингвистических исследований в этой области являет- ся изучение языковых феноменов, которые неразрывно связанны с ситуациями нарушения когнитивных соответствий. Представляется важным подчеркнуть, что понятие когнитивного диссо- нанса в определенной мере соотносится с понятием коммуникативной неудачи. Коммуникативная неудача определяется исследователями как «такой сбой в общении, при котором определенные речевые произведения не выполняют своего предназначения» [1]; «недостижение коммуникативной цели инициато- ром общения (говорящим) вследствие неадекватной вербальной или невербаль- ной реакции со стороны партнера по коммуникации (слушающего)» [2]; «такой сбой в общении, при котором речевое произведение не выполняет своей функ- циональной предназначенности и не ведет к достижению результирующего эф- фекта» [3], так как оба данных феномена связаны с проблематикой успешности речевого взаимодействия. В то же время между когнитивным диссонансом и коммуникативной не- удачей имеется ряд существенных различий, лежащих в области соотношения собственно ментальных и ментально-лингвальных процессов и состояний. Прежде всего, когнитивный диссонанс может возникать как внутренний конфликт индивида с самим собой вследствие принятия неверного решения или неэффективности предпринятых или предпринимаемых действий. Наряду с этим, когнитивный диссонанс может находить реализацию на уровне наме- ренного и осознанного речевого поведения, которое связано не столько с непо- ниманием, сколько с несогласием, неприятием, отрицанием, нежеланием, про- являемыми собеседником. Необходимо также уточнить, что когнитивный дис- сонанс предполагает развитие ситуации речевого взаимодействия либо на уров- не нейтрализации, либо привести к конфронтации, в то время как коммуника- тивная неудача в основном представляется как некий финал, результат, пре- кращение взаимодействия. Для выявления, описания и классификации видов когнитивного диссонан- са в процессе речевого взаимодействия и его языковедческого анализа целесо- образно применить теорию трехуровневой организации языковой личности Н. Ю. Караулова [4]. Когнитивный диссонанс может реализовываться в структуре языковой личности и проявляться наиболее очевидно на одном из ее уровней: вербально-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=