Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 413 Т. В. Дроздова, Е. А. Вишнякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА В ЛИНГВИСТИКЕ Аннотация. Вопросы когнитивных соответствий и когнитивных конфликтов рассмат- риваются многими отраслями научного знания таких как философия, психология, когнити- вистика, теория речевых актов и речевого взаимодействия. В лингвистике когнитивный дис- сонанс определяется как когнитивно-коммуникативная категория, имеющая в основе несоот- ветствие когниций коммуникантов, репрезентирующееся на уровне языкового выражения. Ключевые слова: когнитивные соответствия, конфликт, неудача, когнитивный диссо- нанс, речевое взаимодействие. Термин когнитивный диссонанс, заимствованный из психологии, имеет очевидное значение для таких областей научного знания, как психолингвисти- ка, лингвосемиотика, когнитивная лингвистика, сферами интересов которых также являются проблемы таких когнитивных процессов, как восприятие, по- нимание и интерпретация речевых произведений, а также вопросы и специфика репрезентации и трансформировании знания. Исследование когнитивного диссонанса через осознание и выявление свойст- венных человеческому общению противоречий представляется удачным и перспек- тивным продолжением традиций, зародившихся в лоне философских и психологи- ческих учений. Привлекая данную теорию к исследованию речевого взаимодейст- вия, следует, прежде всего, выявить и обозначить, какие элементы знания потенци- ально могут вступать в диссонантные отношения, а также, какие виды когнитивно- го диссонанса необходимо различать в процессе речевого взаимодействия. Разработка проблематики когнитивного диссонанса в лингвистике не мо- жет рассматриваться как просто механический перенос терминологии из облас- ти психологического знания в сферу лингвистических учений. В данном случае идет речь о когнитивном диссонансе как о явлении, которое выступает в каче- стве обобщающего результата целой системы отношений, которые включают адекватность/ неадекватность восприятия, адекватную/ неправильную интер- претацию, успешность коммуникации/ коммуникативную неудачу, возникно- вение консонантных/ диссонантных отношений на новом уровне, находящем воплощение в языковой действительности. Таким образом, опираясь на существующие в данной области положения, в рамках лингвистических разысканий когнитивный диссонанс необходимо рассматривать как когнитивно-коммуникативную категорию, содержательной сущностью которой является несоответствие между когнициями (знаниями, мнениями или убеждениями) коммуникантов, находящее свою репрезентацию на уровне языкового выражения. Рассматриваемая категория имеет свое отра- жение в оппозиции консонанс/ диссонанс, областью реализации когнитивного диссонанса является речевое взаимодействие.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=