Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 410 М. М. Давыдова, Е. А. Бурова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕРСУАЗИВНОСТЬ ЭЛЛИПСИСА Аннотация. В статье рассматривается персуазивность эллиптических высказываний в англоязычном политическом дискурсе на материале интервью Дональда Трампа каналу CNBC во время 48-го Всемирного экономического форума в Давосе. Ключевые слова: персуазивность, эллипсис, эллиптическое высказывание, политиче- ский дискурс, воздействие, коммуникативная стратегия. В данной статье мы рассматриваем эллипсис как высказывание с неверба- лизованными составляющими, понимание которых осуществляется за счет об- щих для говорящего и слушающего пресуппозиций и речевой ситуации [2, с. 9]. Понятие высказывания играет ключевую роль в рамках дискурса. Полити- ческий дискурс, представляя интересы государства или определенных полити- ческих деятелей, оказывает целенаправленное манипулятивное воздействие на аудиторию. Под речевым воздействием понимается воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достиже- ния поставленной говорящим цели [3, с. 38]. В политическом дискурсе эллиптические высказывания чаще всего встре- чаются в жанре интервью. Специфической чертой политического интервью вы- ступает социальная обусловленность, четкое распределение ролей, в котором основной целью журналиста является раскрытие положительных и отрицатель- ных черт политика. Политическому интервью также присущи характерные осо- бенности диалогической речи: персуазивность как намеренное речевое воздей- ствие на адресата, адресованность читателю или зрителю, информативность, спонтанность и оценочность. Одним из основных способов активного воздействия на адресата является убеждение (персуазивность). Под персуазивностью, вслед за А. В. Голодно- вым, мы понимаем особую форму ментально-речевого взаимодействия индиви- дов, осуществляемую на базе определенных типов текста и реализующую попыт- ку преимущественно вербального воздействия адресанта на установку своего коммуникативного партнера / партнеров посредством коммуникативных страте- гий убеждения и «обольщения» добиться от него / них принятия решения о необ- ходимости, желательности либо возможности совершения / отказа от совершения определенного посткоммуникативного действия в интересах адресанта [1, с. 4]. Персуазивность может быть определена как учение о принципах и стратегиях коммуникации, которые призваны модифицировать отношения и действия. Манипуляция является ведущей коммуникативной стратегией политиче- ского дискурса. Под коммуникативной стратегией, вслед за И. А. Стерниным, мы понимаем обусловленные коммуникативной целью общие стереотипы по- строения процесса коммуникативного воздействия в зависимости от условий общения и личности коммуникантов [3, с. 14].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=