Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 41 2) систематичность проявлений; 3) система взаимоотношений «лидер-изгой»; 4) преднамеренность (умышленность) агрессивных действий [9]. Стоит отметить, что исследователи А. В. Гришина и Е. Н. Волкова в своем исследование подчеркнули: более 30 % школьников подросткового возраста систематически подвергаются физическому насилию со стороны сверстников (удары по лицу, по рукам, таскание за волосы пинки и прочие) [9]. В 2016 году нами было произведено исследование проявлений агрессивности в одном из колледжей Тульской области, которое показало наличие высокого уровня вер- бальной агрессии у 31 % обучающихся и высокого уровня физической агрессии у 30 % [2]. В исследованиях Всемирной организации здравоохранения в 2015– 2016 гг. были опубликованы следующие данные: в Российской Федерации 25 % мальчиков и девочек подросткового возраста, не менее двух раз в месяц за по- следние пару месяцев становились жертвой травли, что в рейтинге распростра- ненности школьного буллинга из 43 европейских государств, принявших уча- стие в исследовании ВОЗ, поставило нашу страну на третье место (в Армении это число равно 3,5 %, в Швеции – 5,5 %, Англии – 10,5 %, Финляндии – 12 %) [ Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические раз- личия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Исследова- ние «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): Международный отчет по результатам исследования 2015/ 2016 гг. Европей- ское региональное бюро ВОЗ. 2017. C. 197, 202–203 ]. Исходя из выше сказанного, стоит отметить, что высокая возможность проявлений феномена буллинг в образовательной среде подтверждает необхо- димость осуществления систематической социо-психолого-педагогической дея- тельности по его предупреждению. Феномен буллинга отечественными исследо- вателями изучается с конца прошлого века, исходя из этого, можно отметить, что многие школьные учителя не знакомы с феноменом и его профилактикой. Таким образом, мы считаем, что наиболее эффективно педагогических сотрудников об- разовательной организации к работе с буллингом и его профилактикой подгото- вит совместная, методическая работа под руководством педагога-психолога. Кроме того, анализируя современные научные источники по проблеме буллинга в подростковой среде, мы пришли к выводу, что работа по профилактике соци- ально-опасного феномена, принесет благоприятный результат, только если будет осуществляться регулярно и на всех социально-личностных уровнях (образова- тельной организации в целом, ученическом классе и на индивидуальном уровне). Проанализировав выше изложенное, нами была разработана методическая программа по предупреждению буллинга в современной подростковой среде для учителей. Программа состоит из 12 тренинговых занятий с лекционными элементами, проводимыми педагогом-психологом и социальным педагогом школы. Разработанная программа мероприятий для школьных учителей по профилактике подросткового буллинга включает следующие этапы: • Теоретические аспекты подросткового буллинга, как негативного соци- ального феномена, знакомство с буллинг структурой, типами и гендерными особенностями.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=