Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы языкового образования. Лингвистические аспекты 407 О. А. Гудкова, О. А. Никитина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТРАКТОВКА ОБРАЗНОЙ ОСНОВЫ НОВОЙ ИДИОМЫ « DU OPFER! » С ПОЗИЦИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Аннотация. В статье дается лингвокультурологическая трактовка образного основания новой идиомы „Du Opfer!“; доказывается необходимость «прочтения» образа в пространстве установок и идеалов исходной национальной культуры. Ключевые слова: образное основание, культурная коннотация, новые идиомы, эмотив- ный макрокомпонент семантики фразеологизмов. Образное основание и мотивационный макрокомпонент значения идиом изучается в последнее время все чаще в лингвокультурологическом аспекте, а именно как содержание, соотносимое с эталонами, стереотипами, символами, мифологемами и т. п. исходной культуры. Образ понимается при этом как спо- соб воплощения и передачи смыслов, значимых для данной культуры. Приме- нительно к идиомам эта идея нашла свое отражение в понятии культурной кон- нотации, разработанном В. Н. Телия. «Средством воплощения культурно- национальной специфики фразеологизмов служит образное основание, а спосо- бом указания на эту специфику является интерпретация образного основания в знаковом культурно-национальном «пространстве» данного языкового сооб- щества» [4, с. 215]. Интерпретация образных оснований фразеологизмов базируется на куль- турных знаниях членов данной лингвокультурной общности и сложных опера- циях над этими образами, отправной точкой которых является буквальное про- чтение идиомы, что подразумевает прямую ассоциацию образа по смыслу с де- нотативным и рационально-оценочными аспектами значения. Мотивационный макрокомпонент значения соотносится при этом с понятием внутренней формы наименования как способа организации его значения. Одним из важных компо- нентов макрокомпонентной модели значения идиом является при этом «блок» информации о содержании субъективной модальности, выражающей чувство- отношение говорящего к обозначаемому, стимулированное образной гештальт- структурой − эмотивность [4, с. 213]. «Эмотивность, или эмотивная коннотация, − это не только след эмоцио- нальной реакции на образ, лежащий в основе значения, но еще и результат ин- терпретации образного основания в категориальном пространстве культуры: гармония с этими установками выражается в спектре положительных чувств- отношений в диапазоне одобрения, а дисгармония − в диапазоне неодобрения (презрения, осуждения, пренебрежения, уничижения и т. п.)» [4, с. 232]. Эмоциональная реакция на образ включена в эмотивность. Как отмечает C. B. Кабакова, эмоциональный компонент значения идиомы воспринимается как первоначальный сигнал, который носители языка распознают в образном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=