Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 40 Н. С. Бобровникова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Аннотация. В статье рассмотрена актуальность продлемы профилактики буллинга, описана буллинг-структура и характеристики проявления феномена. Представлен анализ со- временных исследований вовлечения подростков в насильственные действия. Описана необ- ходимость подготовки педагогов к деятельности по предупреждению буллинга в современ- ной образовательной среде. Ключевые слова: буллинг, буллинг структура, профилактика, предупреждение, жертва, насилие, агрессор. В современных условиях ускоренной глобализации в образовательных ор- ганизациях актуальной и крайне необходимой выступает деятельность по пре- дупреждению подросткового буллинга. Именно буллинг в образовательной среде одна из основных угроз психологической безопасности [6]. Обеспечение эффективной реализации права на обучение в комфортной и безопасной, сти- мулирующей благоприятное развитие образовательной среде – главная задача любой образовательной организации. Но школа или другая образовательная ор- ганизация не сможет гарантировать данного права, если обучающиеся являются участниками буллинг структуры. Исследованием буллинга, формирования буллинг-структур, причин появ- ления феномена, а так же его профилактикой занимаются следующие совре- менные ученые А. А. Баранов [6], В. Н. Бутенко и О. А. Сидоренко [3], Е. А. Гу- сейнов [4], В. В. Калининская [5], С. А. Козлова [7], И. С. Кон [8], И. Г. Малки- на-Пых [10], В. Р. Петросянц [13]. Термин буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе (ru.wikipedia.org) . Среди подростков феномен может проявляться путем различных форм физических, вербальных, психоло- гических унижений своих сверстников [11]. Агрессоры или булли обычно име- ют высокую самооценку, чаще всего высокий уровень агрессивности, низкую успеваемость по общеобразовательным предметам, ведут асоциальный образ жизни, создают неблагоприятную атмосферу внутри ученической группы. Сто- ит отметить, что агрессоры прибегают к насилию сознательно, при этом остава- ясь равнодушными к страданиям жертв. Жертвы же в свою очередь, отличают- ся низкой самооценкой, низким уровнем конфликтности, чувствительностью, скромностью, виктимностью, часто не имеют друзей [8]. Анализ психолого- педагогической литературы позволил нам выделить основные характеристики проявления буллинга: 1) антисоциальные и агрессивные поступки;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=