Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 398 Е. В. Волкова, И. А. Полякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация. Цель данной работы – активизация мыслительной активности и способностей студентов вузов на уроках английского языка. При активизации мыслительной деятельности студентов крайне важно дать ее определение, что мы и сделали в нашей работе. Мы пришли к выводу, что установить уровень активизации мыслительной деятельности студента можно, только опираясь на следующие виды активизации умственных способностей студентов: непо- средственно содержание учебной деятельности; взаимоотношение преподавателя и студента; разнообразие мотивационных факторов; умение использовать для достижения того или иного мотива различные способы и средства; иерархизированность (способность выбирать главное и подчинять ему неактуальное), схематическую структуру активизации мыслительной деятель- ности, включающую в себя: потребность, мотив, задачу, цель, условия, мыслительные операции. Ключевые слова: активизация мыслительной деятельности, содержание учебной дея- тельности, проблемность в обучении, мотивационные факторы. Активизация мыслительной деятельности (АМД) студентов на занятиях по английскому языку – это один из важнейших факторов их личностного рос- та, дающий прекрасные возможности для раскрытия способностей каждого ин- дивида. На стадии разработки учебного процесса педагогу необходимо учиты- вать особенности ее содержания и структуры на занятиях английского языка, а также возрастные особенности студентов, определяющие качество и характер мыслительной деятельности. Активизация мыслительной деятельности студентов может основываться на собственно содержании учебной деятельности, активизации, связанной с мыслительной деятельностью учащихся, АМД студентов, вытекающей из взаимоотношений учителя и ученика. Необходимо учесть, что АМД студентов, связанную с содержанием учеб- ного материала мы считаем исключительно важной в свете проблемы данного исследования. К наиболее весомым факторам содержания учебного материала мы отнесем новизну учебного материала. Приобретая новую информацию, свя- занную с содержанием учебного материала, студенты ощущают чувство удив- ления, радость познания. Например, рассказывая об артиклях в современном английском языке, преподаватель может обратиться к их истории. В частности, рассказать учащимся, что исторически неопределенный артикль a (an) является числительным one, поэтому мы не можем использовать его перед именами су- ществительными во множественном числе. Кроме новизны учебного материа- ла, мы также можем использовать научно-исторический подход. Исторические сведения о том или ином событии повышают престиж научных разработок в глазах студентов, демонстрируют трудности в развитии науки. Так, изучая лингвострановедение, можно провести занятие по теме «Анна Болейн и исто- рия правления короля Англии Генриха VIII»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=