Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 38 Необходимо обратить внимание на то, что у детей дошкольного возраста привычки искажения языка или смешения двух языков носят не стойкий харак- тер и легче поддаются коррекции, чем в более старшем возрасте. В коррекционно-развивающую работу целесообразно включать коммуника- тивные игры или предлагаемые ситуации бытового плана. Основной целью дол- жен быть не только навык умения согласования слов русского языка, составле- ние рассказа, но и эмоциональный настрой, возможность проявить себя, общать- ся со сверстниками, а даже использовать полученные знания вне образователь- ного процесса. Важно, что в ходе занятий ребенок не находится в непосредст- венном контакте со взрослым, а взаимодействовал с группой сверстников. Коммуникативные игры, направленные на формирование умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению: «Отгадай, кто герой», «Тень», «Разговор с иностранцем», «Волшебное зеркальце», «День рождения» развива- ют в дошкольниках способность лучше распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, расширяют их эмоциональный опыт, позволя- ют замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество. Игры-ситуации, направленные на формирование умения выслушать друго- го человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно вы- сказывать и отстаивать свое мнение: «Кто прав?», «Что чувствуете?», «Игруш- ка», развивают доброжелательность, отзывчивость, формируют чувствитель- ность к ощущениям партнера, эмпатию, внимательность к мнению, точке зре- ния сверстника, умение высказать своё мнение, не ущемляя при этом интересы и достоинство других детей. Такие игры как «Найди своего друга», «Реклама», «Сочиняем сказку», «Ссора», «Волшебная тарелочка» направлены на формирование умения полу- чать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослы- ми и сверстниками. Анализ результатов многолетнего опыта развития навыков согласования средствами коммуникативных ситуаций дошкольников-билингвов позволил сделать вывод, что у всех детей повышается уровень развития не только дан- ных навыков, но и развития неродной речи в целом. В самом начале работы у детей как правило эти навыки находятся на низком уровне. В ходе целена- правленной логопедической работы дети значительно улучшают умения согла- совывать разные части речи, составлять предложения, высказываться на рус- ском языке, появляется интерес не только к занятиям, но и к самому общению как со сверстниками, так и со взрослыми. Выявленные ранее недостатки в со- гласовании частей речи значительно снижаются. Умение выделять в структуре значения слова основной признак значительно повышается. Дети с билингвиз- мом учатся выделять существенные признаки в самой структуре слова, опреде- ляющих различия или похожесть существительных и прилагательных, что обу- словлено развитием мыслительных операций сравнения и обобщения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=