Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы экономики и сельского хозяйства 351 ческого капитала, формируемого в системе образования, в производительность труда в России в 1999–2008 гг. [6]. В работе Басовского и Басовской [7] показа- на особая роль высшего образования, так как его распространение способствует увеличению трудовых доходов, всех занятых в регионах России работников. В настоящей работе предпринята попытка оценки влияния человеческого капитала, аккумулированного в высших учебных заведениях на производитель- ность труда в регионах Росси. Оценивалось влияние численности студентов и профессорско-преподавательского состава на производительность труда в ре- гионах. Численность студентов и профессорско-преподавательского состава ву- зов в течение последних лет снижается, как показано на графиках, которые по- строены по данным Росстата и представленном на рис. 1 и 2. Для оценки влияния деятельности студентов и профессорско-преподава- тельского состава вузов на темпы роста экономики была оценена связь их чис- ленности и темпов роста экономики России за период 2010–2017 гг. Рис. 1. Численности студентов вузов России В результате корреляционного анализа было уставлено, что численность студентов вузов обладает тесной положительной связью с темпами экономиче- ского роста. Величина коэффициента корреляции составила +0,72. Изменение численности студентов вузов объясняет 36 % темпов роста экономики. Численность профессорско-преподавательского состава вузов так же обла- дает положительной связью с темпами экономического роста. Величина коэф- фициента корреляции составила +0,24. Оценка корреляционных связей числен- ности студентов вузов, приходящаяся на 1000 занятых работников. за 2015, 2016 и 2017 г.г. на основе перекрёстных данных статистки 82 регионов страны, позволило установить отсутствие значимой корреляционной связи этого пока- зателя с производительностью труда. Численность профессорско-преподава- тельского состава вузов приходящаяся на 1000 занятых работников установить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=