Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 350 Е. Н. Басовская, Л. Е. Басовский Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ВУЗОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА 1 Аннотация. Даны эконометрические оценки влияния человеческого капитала, аккуму- лированного в высших учебных заведениях, на темпы роста экономики России и производи- тельность труда в регионах страны. Установлено, что численность студентов и профессор- ско-преподавательского состава вузов в положительно влияет на темпы роста экономики страны. В последние годы значимая связь численности студентов вузов, приходящаяся на 1000 занятых работников, и производительности труда в регионах отсутствует; численность профессорско-преподавательского состава вузов, приходящаяся на 1000 занятых работников, отрицательно коррелируется с производительностью труда. Полученные результаты свиде- тельствуют о том, что потенциал человеческого капитала вузов используется в регионах Рос- сии неэффективно. Ключевые слова: экономический рост, производительность, студенты, профессорско- преподавательский состав, корреляция, регрессия. Многочисленные исследования, выполненные в последние десятилетия, были направлены на оценку влияния на производительность труда человече- ского капитала. Эмпирические исследования обычно основаны на построении линейных регрессионных моделей, в которых учитывались человеческий капи- тал. Используются перекрестные данные стран, регионов или временные ряды. После опубликования работ лауреатов Нобелевской премии Г. Беккера, Т. Шуль- ца, Э. Денисона произошло осознание того, что человеческий капитал высоко- квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование, представля- ет собой главное конкурентное преимущество развитых стран. В последние го- ды выполнено большое количество исследований на основе модели, созданной Г. Мэнкью, Д. Ромером и Д. Уэйлом [1]. Ряд эмпирических исследований не подтверждают положительное влияние человеческого капитала. Например, оценивая влияние на экономический рост состава студентов вузов Барро и Ли пришли к выводу о том, что рост уровня женского образования отрицательно влияете на экономический рост [2]. Доля в системе образования студентов, изу- чающих юриспруденцию, как показали исследования Мерфи, Шлейфера и Вишни, значимо снижает экономический рост [3]. Исследования, проведен- ные в одной из африканских стран показали, что человеческий капитал, форми- руемый в системе образования, положительно влияют на экономический рост, но связанные с обеспечением образования государственные расходы отрица- тельно влияют на экономический рост [4]. Исследования чешского экономиста, основанные на данных 65 стран за период 1960–2005 гг., показали, что степень влияния человеческого капитала на экономический рост зависит от качества образования [5]. Исследования влияния человеческого капитала на экономику регионов, выполненные А. В. Корицким, показали существенный вклад челове- 1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-410-710005.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=