Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 33 Среди них известные психологи Е. Торранс, К. Тейлор, Дж. Гилфорд, К. Род- жерс, А. Маслоу. До научных исследований Е. Торранса творческое мышление рассматривали «как регрессивный мыслительный процесс, более низкий по сравнению к рациональному». Наиболее полные классификации определений творчества принадлежат именно К. В. Тейлору и Е. П. Торрансу. Проведя анализ научной литературы, Тейлор выделил, на его взгляд, «несколько типов определения феномена творчества: 1) творчество как создание новой целостности; 2) творчество как разработка чего-то нового, как создание инновационного продукта; «чистой зоны», в неисследованной области, не ограниченные прош- лым опытом; 4) творчество как процесс взаимодействия психических структур лич- ности, определяются в терминах психоаналитической школы («Я», «Оно», «Сверх-Я»); 5) творчество как мышление». Торранс в своей классификации ввел еще несколько важных аспектов на- правленных на рассмотрение природы творчества – «творчество как интегра- тивная характеристика индивидуальных черт лица и творчество как культурное событие, духовно и социально оцениваемый результат жизни». С точки зрения Торранса главные критерии в теории творчества могут быть определены следующим образом: 1) по новизне – т. е. по той идее, которая «оказывается новой для самого творца и для современной ему культуры»; 2) по оригинальности – неизбитым взглядам на проблему или действи- тельность, которая не повторяет знакомые и общепринятые; 3) по характеристике творчества как мыслительного процесса, который от- личается «способностями мыслить аналогично и взаимодействовать на осозна- ваемом и неосознаваемом уровне, включать этапы созревания идеи, подготов- ку, инкубацию, озарение и просмотр прошлого видения»; 4) пониманием творчества как проявления умственных способностей, обеспечивающих творческие достижения; 5) выделением типологических черт творчества в виде экспрессивного (спонтанного, как у детей), производительного (научные и художественные продукты как результаты контролируемой свободной игры), инвентивного (изобретательского в материалах, методах и технике), инновационного (страте- гия улучшения того, что есть), такого, что порождает (выдвижение совершенно нового принципа, организует новые движения и школы)». После прохождения дисциплины «Теория и технологии развития детского изобразительного творчества» студенты получили задание на выполнение творческого проекта «Вертеп». «Вертеп» в переводе со старославянского – пе- щера. Так в христианстве называют пещеру, в которой родился Христос. Вер- тепная композиция – это воспроизведение сцены Рождества Христова средст- вами различных искусств. Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей, ни по материалу из которого он выполнен.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=