Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 311 Второй шаг. Предварительная беседа родителей с тренером о возможно- стях своего ребенка, тонкостях его характера поможет наставнику более гра- мотно начать обучение. Оценив физические возможности ребенка и его эмо- циональное состояние при виде чаши бассейна, можно приступать к поэтапно- му обучению. Если я наблюдаю присутствие страха у ребенка, неуверенность, нервозность, я нередко сам нахожусь с ним в воде. При росте обучаемого выше 120 см (глубина многих бассейнов на мелководье именно такая) ребенок может опираться ногами о дно бассейна, что значительно облегчает дальнейший про- цесс обучения, поскольку опора под ногами в воде для начинающего чрезвы- чайно важна. Первое, чему должен научиться ребенок в воде – это выдыхать набранный воздух в воду. У многих детей первый страх и неуверенность появ- ляются тогда, когда нужно опустить голову в воду и сделать полный выдох. Ес- ли ребенок боится этого упражнения первоначально, есть упрощенный способ постепенного опускания головы в воду, а именно: набрав воздух, опустить го- лову в воду чуть ниже рта и сделать «бульки». Маленький ребенок получает большое удовольствие от обучения, если процесс проходит в игровом стиле с понятными и не строгими для него слова- ми и интонациями. Поэтому я стараюсь с улыбкой давать ребенку простейшие задания по выдыханию «булек» в воду. Когда это упражнение освоено, и страх перед погружением головы в воду побежден, можно приступать к игровым прыжкам в воде. По команде тренера «утка»! ребенок прячется под воду и вы- дыхает «бульки». По команде «щука»! ребенок выпрыгивает из воды на бортик. Это известное упражнение в тренерской практике достаточно популярно при обучении детей у многих тренеров. Оно дает уверенность при нахождении в воде и под водой. После освоения прыжков в воде можно приступать к обуче- нию движения ногами кролем на груди и на спине. Наличие легких недорогих ласт у ребенка ускорит процесс обучения рабо- ты ногами в воде, придаст уверенность и избавит от излишней усталости. Взяв- шись руками за бортик, ребенок начинает осваивать работу ногами кролем на месте. Не все дети сразу справляются с попеременной работой ногами. Са- мое сложное для ребенка, как показывает практика, – не сгибать колени при пе- ременном движении голеностопами. Как только ребенок понимает, что рабо- тать ногами в ластах и без ласт нужно как хвостиком рыбки, движение сразу обретает полноценный вид. После освоения движения ногами в воде на месте можно приступать к движению по дорожке бассейна. По мере передвижения от мелководья на глу- бину многие дети начинают испытывать страх перед глубиной. Поэтому первые шаги в этом упражнении я стараюсь проводить до середины бассейна и от сере- дины к мелководью, пока ребенок уверен в себе. Только тогда, когда обучае- мый ребенок сам изъявит желание проплыть бассейн до конца, можно завер- шить это упражнение. На противоположной стороне чаши, где глубина достигает двух и боле метров, можно продолжить упражнение по прыжкам в воде, но уже на глубине, когда нужно коснуться ногами дна и выпрыгнуть на поверхность с помощью толчка ногами о дно бассейна. Это упражнение первоначально не все дети ос-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=