Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы физического воспитания 307 В качестве рабочей гипотезы было сформулировано предположение о том, что использование упражнений прикладной гимнастики в урочных формах за- нятий физической культурой в старших классах позволит повысить двигатель- ную активность, положительно повлияет на развитие двигательных способно- стей; пополнит двигательный опыт гимнастическими упражнениями, выходя- щими за рамки содержания традиционных программ физического воспитания для общеобразовательных школ. Для оценки состояния вопроса по интересующей проблеме было проведе- но персональное анкетирование, для получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. В ан- кетировании принимали участие 28 юношей в возрасте 16–17 лет, отнесенные к основной медицинской группе. В результате обработки, полученных ответов, выяснилось, что большинст- во школьников считают уроки физической культуры важным компонентом своего физического развития. Однако, используемые в уроке средства не все- гда удовлетворяют потребности учеников в формировании навыков приклад- ного характера. Самоанализ физической подготовленности анкетируемых оказался явно завышенным по сравнению с объективными низкими показателями тестирова- ния, более того, у отдельных юношей он значительно ниже нормы. В основном эксперименте приняло участие 20 старшеклассников, по 10 че- ловек в контрольной и экспериментальной группах (табл. 1). Таблица 1 Показатели развития физических качеств старшеклассников экспериментальных групп на начальном этапе эксперимента № Тесты КГ (n=10) ЭГ(n=10) t Р 1 Прыжок в длину с места 189,8 ± 10,2 186,8 ± 9,7 0,4 > 0,05 2 Поднимание туловища за 30 с 24,1 ± 3,5 23,9 ± 4,1 0,55 > 0,05 3 Лазание по канату 12,2 ± 2,6 14,0 ± 5,8 0,48 > 0,05 4 Подтягивание 8,3 ± 2,1 7,9 ± 0,7 0,61 > 0,05 5 Поднимание ног до 90° 13,1 ± 2,8 12,9 ± 1,6 0,27 > 0,05 6 Челночный бег 3×10 8,4 ± 1,0 7,8 ± 0,8 0,47 > 0,05 7 Приседание одной ноге, с опорой 7,8 ± 0,7 7,3 ± 0,2 0,27 > 0,05 Примечание: при t = 2,10 (р < 0,05); при t = 2,88 (р < 0,01); при t = 3,92 (р < 0,001). Сравнительный анализ данных показал, что юноши исследуемых групп находятся на одинаковом уровне развития физических качеств, межгрупповые результаты отличаются, но недостоверно ( > 0,05). Для решения задач исследования были проанализированы и переработаны учебные планы школьной программы по «Физической культуре» для 10 клас- сов. В вариативную часть распределения часов экспериментальной группы бы- ли включены занятия с преимущественным использованием различных упраж- нений прикладной гимнастики (20 часов). При составлении программы занятий были использованы методологиче- ские подходы в определении, что ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – одна из

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=