Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 275 тивность, сниженное настроение, нарушенная сенсомоторная координация и другие. Все это может служить основанием для более активного применения с такими детьми и подростками ландшафтной музыкальной терапии. Природа представляет собой не только среду для терапии, но и может выступать в роли средства творческой экспрессии, активного и пассивного участника взаимодей- ствия, и выполнять иные функции [5]. В 1989 г. начали проводиться арт-терапевтические занятия с учащимися школ в г. Бремене. Проект был реализован на базе начальной и средней школы, и рассчитан главным образом на детей с поведенческими и эмоциональными проблемами. Программы имели как профилактическую, так и коррекционную и развивающую направленность. Они зачастую позволяли предупредить усу- губление имеющихся проблем. Внедрение арт-терапевтических программ в школы имело целью повышение эффективности психологической поддержки и развитие личности учащихся. Основной акцент делается на поддержке уча- щихся путем активизации внутренних, творческих ресурсов их личности, а также использовании внешних помогающих факторов, таких как отношения детей друг с другом и специалистом, и специально организованная среда. Ре- зультаты исследований, проведенных в школах гг. Бремена и Фрайбурга, ука- зывают на комплексные положительные изменения, затрагивающие разные сферы личностного функционирования учащихся и способствующие их успеш- ной адаптации к школе. Они также позволяют увидеть новый путь профилак- тики и социальной инклюзии для детей с различными нарушениями на основе художественно-эстетической деятельности [6]. Несомненно, опыт зарубежных стран в отношении социальной работы с неблагополучными подростками, может оказаться весьма полезным для рос- сийских специалистов. Однако не стоит забывать, что «слепое» копирование зарубежных технологий может привести к неожиданным результатам, в том числе и негативным. Поэтому важно просчитывать риски, прежде чем внедрять технологию, оказавшуюся эффективной за рубежом, в российские реалии. Литература 1. Дронова, Е. Н. «Мобильная школа» как форма социально-педагогиче- ской деятельности с подростками девиантного поведения Франции / Е. Н. Дро- нова, Ю. А. Сапегина // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 4. 2. Коленбет, С. А. Социальная работа по профилактике делинквентности несовершеннолетних на Западе (на примере Великобритании) / С. А. Коленбет // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 6. 3. Корнюшина, Р. В. Зарубежный опыт социальной работы / Р. В. Корню- шина. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. 4. Маметьева, М. В. Социальные учреждения и их роль в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков (на примере России и США) / М. В. Маметьева // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. 5. Пфейфер, Э. Ландшафтная музыкальная терапия для детей и подростков / Э. Пфейфер // Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=