Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 274 рят на разных языках, что позволяет детям изучать языки и вообще учиться коммуникации с различными людьми. Уроки математики заменяются общени- ем с продавцами на рынках, во время которого происходит обсуждение цен, ве- са, пропорций, попытки сторговаться и пр., а также во время работы в поле в процессе замера земли, подсчета ожидаемого и фактического урожая. Неко- торые законы физики, гравитации изучаются в процессе добычи, к примеру, из реки рыбы на ужин, в процессе лазания по горам, деревьям и т. п. Также они постигают азы астрономии во время изучения ночного неба, азы географии во время путешествия по рекам, лесам и пустыням. Длительное путешествие вда- ли от ситуации, которая стала причиной формирования той или иной девиации, по мнению исследователей, помогает преодолевать зависимость, формирует волевые и коммуникативные качества, позволяет подросткам осознать и пре- одолеть многие психологические проблемы. Одной из девиаций является делинквентное (противоправное) поведение. Интересен опыт работы с подростками, допустившими мелкие кражи или акты вандализма в Голландии. Подростку, совершившему правонарушение, предла- гается возместить материальный или моральный ущерб собственным трудом. Наиболее распространенными способами возмещения причиненного ущерба являются: прямое устранение результатов правонарушения (мытье, покраска стен); работа в организации, которой нанесен урон (например, в магазине); воз- мещение ущерба деньгами, заработанными самим подростком на обществен- ных работах (например, за повреждение автомобиля) [3]. С. А. Коленбет посвящает свои исследования Великобритании. По его мне- нию, современная концепция социально-педагогической ресоциализации несо- вершеннолетних делинквентов в Великобритании осуществляется на четырех уровнях: государственный, региональный, муниципальный и личностный. Про- граммы, предлагаемые для достижения целей ресоциализации, можно разде- лить на три группы: 1. Программы, имеющие целью укрепление семьи. 2. Про- граммы, имеющие целью устранение школьных факторов «риска». 3. Програм- мы специальной профилактики правонарушений и преступлений несовершен- нолетних, где особое место занимает религия [2]. Арт-терапия много лет была и остается в рядах эффективных технологий работы с девиантными детьми. В разных странах она представлена различными формами (библиотерапия, танцедвигательная терапия, куклотерапия и пр.). Од- ним из интересных направлений арт-терапевтической работы с неблагополуч- ными подростками в Германии нам представляется ландшафтная музыкальная терапия. Это оригинальный и потенциально весьма эффективный вариант ис- пользования различных звуков и музыки в контексте музыкальной терапии. В рамках такой музыкальной терапии особое значение приобретают различные среды и материалы, прежде всего, природные. Она может протекать на приро- де, к примеру, в лесу, в пещере, на берегу или посреди водоема и т. п. В неко- торых работах обсуждается понятие «синдром природного дефицита», харак- терный для детей, проводящих много времени у экранов гаджетов, компьютера и телевизора. Их контакт с физической, природной средой весьма ограничен. Вследствие этого у них нередко отмечаются такие расстройства, как гиперак-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=