Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 273 А. В. Карандеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ ПОДРОСТКАМИ ЗА РУБЕЖОМ Аннотация. В настоящее время актуально обращение российских специалистов к за- рубежному опыту работы с девиантными детьми. В США, Великобритании, Голландии, Франции и Германии существуют интересные технологии работы с такими подростками, а также накоплен опыт, который может быть полезен для социальной работы в России. Ключевые слова: девиантн ые подростки, социальная работа, профилактика девиантно- го поведения, арт-терапия, зарубежный опыт. Кризис морали и духовности, который переживает современное общество, во многом обуславливает особенности ситуации, которая сложилась в мире по отношению к социальной помощи неблагополучным категориям населения. Во многих странах эта проблема приобретает практически национальный мас- штаб, что весьма актуально и для нашей страны. Для социальной работы во всех странах мира характерны как специфические национальные, так и обще- мировые тенденции, одной из которых можно считать социальную работу с не- благополучными подростками. Для российской социальной работы важно исследование и использование возможностей зарубежного опыта в этом аспек- те, так как приведение профессии социального работника к мировому уровню требует от данной профессии соблюдения общих принципов и законов, приня- тых на этом уровне. Традиционно родиной социальной работы как профессии считается США. В этой стране накоплен богатый опыт работы с трудными подростками. В ис- следованиях М.В. Маметьевой отражена деятельность социальных учреждений по преодолению и предупреждению девиантного поведения американских под- ростков направлена на выполнение следующих функций: 1. Разрешение проб- лем социального, медицинского, психологического и педагогического характе- ра. 2. Обеспечение личностно ориентированной модели взаимодействия взрос- лых и детей, в которых подростку обеспечивается чувство психологической защищенности. 3. Создание постоянно действующих психологических служб, социальных центров различных форм и направлений. 4. Обеспечение подрост- кам различных форм общения, основой которого является свобода выбора [4]. Интересный опыт можно найти в работах Е. Н. Дроновой и Ю. А. Сапеги- ной [1], которые исследовали социально-педагогическую деятельность с под- ростками с девиантным поведением во Франции. В 1996 г. супружеской парой Жаном Мишелем и Франсуаз Курк была создана «Мобильная школа», которая представляет собой форму путешествия для девушек и юношей 13–17 лет с де- виантным поведением, по разным странам африканского континента, вместе с педагогами, на протяжении десяти месяцев, на внедорожниках. Во время пу- тешествия подростки путешествуют по разным странам, в которых люди гово-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=