Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 271 иначе, это еще один из вызовов в текущей работе преподавателей, который необходимо учитывать. Наконец, немаловажной стороной повседневной жизни преподавателей «новых» британских университетов является научно-исследовательская дея- тельность. Что же наблюдает в ответах преподавателей Джейми Хардинг? Их лейтмотив очевиден: аудиторная и неаудиторная нагрузка не дает возмож- ность полноценно заниматься этим видом деятельности. «Нет времени исследо- вать то, что я хотел. Мы должны быть исследователями и публиковаться. И я это делаю в соавторстве с одним коллегой, занятым здесь же, но мы ощу- щаем крайний дефицит времени» (1, p. 134). Немалая часть преподавателей осознанно идентифицируют себя в качестве именно «учителей» и не предают какого-то другого значения научной работе, кроме как отчетного. И, судя по ответам преподавателей, руководство вполне осознает эту проблему, а поэтому негласно придерживается status quo. Это не значит, что в среде университета нет преподавателей, активно занимающихся исследованиями. Такие энтузиасты есть, но и они встречаются с рядом препятствий. По мнению цитированного выше преподавателя, в сфере администрирования научной деятельностью на- блюдается бюрократический крен. Руководством во внимание берутся лишь так называемые наукометрические показатели, но у руководителей нет интере- са к содержанию самой исследовательской деятельности. Да и сами наукомет- рические показатели, по его мнению, ущербны. В них, жалуется он, не учиты- ваются, например, главы в коллективных монографиях, в написании которых он как раз принимал активное участие. Конечно, подобные критические взгляды не высказываются теми, кто собственно не занимается самостоятель- ной исследовательской деятельностью и не стремится к этому. Их вполне мо- жет устраивать лишь один специфический вид научной деятельности, как руко- водство аспирантами. Итак, на примере реформы высшего образования в Великобритании мы видим характерные тенденции массового высшего образования на основе плат- ности. Объективно происходит превращение сферы образования в сферу услуг, сопровождаемое интенсификацией преподавательского труда, но с сохранени- ем важных атрибутов этой профессиональной деятельности. Укажем здесь на гибкий график труда, продолжительный отпуск, социальный статус профессии творческого характера. Ведь не случайно, что одна из преподавателей на во- прос, что является ведущим мотивом ее труда, ответила: «Гордость!». Действи- тельно, гордость за качественное исполнение своего труда как раз соответству- ет важнейшей потребности профессионала, а успех в преподавательской дея- тельности немыслим без творческой самоотдачи, без затраты душевных сил. И современное массовое образование, конечно, заинтересовано в сохранении этого механизма, хотя здесь и существует целый ряд проблем. И как раз не слу- чайно, что именно «ответственность» была выявлена Хардингом в качестве главной концептуальной темы, пронизывающей все интервью преподавателей. Это тот фермент, который обеспечивает воспроизводство всей системы выс- шего образования и его подсистем: учебной, воспитательной и научно- исследовательской. Значение ответственности преподавателей тем более по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=