Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 270 минарских занятиях (1, p. 118). Каковы же более конкретные способы поддер- жания контроля над этой ситуацией имеются у преподавателей? Одни из них используют стратегию наполнения семинарских занятий процессами выполне- ния разного рода заданий и упражнений. Причем некоторые из этих заданий могли иметь не только проверочный, но и творческий характер. Например, это могли быть рассчитанные на 15 минут задания по изображению образа общест- ва с опорой на ту или иную теоретическую позицию. Вторая стратегия связана с представлением о семинарском занятии как дискуссионном поле, где каждый студент может заявить свою позицию. Спусковыми крючками творческого спо- ра здесь могут быть разные приемы. Преподаватель использовал фотоматериа- лы, изображающих людей, занятых на работе, а затем студентам задавались во- просы: как изображение отражает мир работы и как лекционный материал по- могает понять увиденное на фотографии? Этой же цели может служить демон- страция видеоматериалов. Хорошим началом к дискуссии могло быть столкно- вение двух точек зрения, изложенных в двух предлагаемых преподавателем текстах (1, p. 165–166). Третья стратегия проведения эффективных занятий – это внедрение игровых форм, в том числе так называемых workshops. И, нако- нец, последняя указанная в интервью особенная форма проведения занятия се- минарского типа – это выход в «поле» реальной социальной практики. Впро- чем, как заключил один из преподавателей, «это постоянные проблемы у каж- дого; нет какого-то универсального подхода» [к эффективному проведению се- минарских занятий]. К тому же методика должна служить так или иначе долго- срочным учебным целям. А между тем, отмечает Хардинг, не все преподавате- ли осознают предполагаемые результаты конкретных занятий. Об этом важном аспекте точно выразился английский преподаватель: «Нужно заявить во вступ- лении, чего мы уже достигли, что делаем в текущее время и что мы попытаемся сделать, чтобы достигнуть целей обучения» (1, p. 159). Одной из граней организации аудиторной работы в «новых» британских университетах являются проблемы включения в нее иностранных студентов, количество которых из года в год увеличивается. В частности, это – языковой барьер. Ведь если даже иностранный студент относительно хорошо овладел общеупотребительной лексикой, это не значит, что он адекватно воспринимает специальную терминологию, которая, справедливо считают преподаватели, опирается на систему координат специфического мировоззрения. То есть речь идет о культурных барьерах, которые особенно сказываются при изучении со- циальных наук. Ведь в них, как остроумно выразился один из преподавателей, «дважды два никогда не равно четыре». Кроме того, здесь возникает проблема мотивации, так как у студентов из-за рубежа может преобладать указанная выше «прагматическая» установка. «Их посылают правительства, чтобы они получили квалификацию [что не идентично знаниям]. Бывает комбинация слабой мотивации и чрезвычайно слабого знания языка, что порождает крайне отрицательные результаты. Но бывают разные пропорции того и другого» (1, p. 212). Кроме того, присутствие иностранных студентов в аудитории соз- дает для преподавателей дополнительные методические трудности: регулиро- вать темп речи, давать дополнительные разъяснения терминов и т. д. Так или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=