Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 267 С. Ф. Володин, Т. А. Володина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого СОЦИАЛЬНАЯ РУТИНА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ АНАЛИЗА «НОВЫХ» УНИВЕРСИТЕТОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ СОЦИОЛОГОМ ДЖЕЙМИ ХАРДИНГОМ Аннотация. В статье рассматривается опыт анализа социологом Джейми Хардингом типичных проблем преподавания в «новых» университетах Великобритании (90-е гг. XX в.). Акцентируется внимание на том, как британский ученый сквозь призму концептуальной те- мы «ответственности» показывает примеры ее реализации в процессе преподавания и во внеаудиторной деятельности. Ключевые слова: Великобритания, «новые» университеты, рефлективная практика, ре- форма высшего образования. Британский социолог Джейми Хардинг, как следует из названия его иссле- дования «Качественный анализ данных: от старта до финиша» (2013 г.) [1], преследовал в качестве основной цели обучение технике проведения основных подходов качественного анализа данных. На основе проведения ряда интервью, а также фокус-группы с преподавателями одного из так называемых «новых» английских университетов он достаточно убедительно продемонстрировал воз- можности таких методов, как тематический анализ, тематический нарративный и структурно нарративный виды анализа данных, а также дискурс-анализа. Нас же в данном случае интересовала не сама техника анализа, а собственно важное в контексте реформы российского образования содержание исследования Джейми Хардинга. В чем был смысл реформы высшего образования в Велико- британии в начале 1990-х гг., какие последствия они имели, как преподаватели адаптировались к произошедшим изменениям и поддерживали определенный уровень качества образования в новых для них обстоятельствах? Думается, именно над этим и размышлял британский социолог, а результаты этих раз- мышлений полезно знать и российскому читателю. В Великобритании в начале 1990-х гг. проводилась реформа высшего об- разования, суть которой заключалась в его расширении, когда более тридцати политехникумов, имеющих поддержку со стороны местных общин, были пре- образованы в «новые» университеты. Соответственно менялся принцип их фи- нансирования в сторону повышения платности образования, отмены местных грантов, при поддержке которых обучались выходцы из рабочего класса и лица старших возрастов. Естественно, менялась структура образовательных про- грамм, что повлекло за собой увеличение нагрузки на преподавателей. Так, прежние компактные лекционные потоки теперь превращались в аудитории до 200 студентов, что, безусловно, вело к увеличению эмоциональной нагрузки на преподавателя. Каждый штатному преподавателю вменялось кураторство над 40–50 студентами, что предполагало, по оценке преподавателей, дополни- тельно десятичасовую недельную нагрузку. Судя по ответам преподавателей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=