Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 258 с определенными ограничениями, накладываемыми на граждан «для их же пользы». Это может проявляться, например, в государственном принуждении (в ряде стран Азии и Африки) делать обязательные социальные накопления для их использования в случаях реализации социальных рисков, или же в бесспор- ном требовании пользоваться ремнями безопасности на транспорте. На наш взгляд, социальная солидарность, проявляемая гражданами в стремлении отделить определенные базовые жизненные возможности челове- ка от его способности оплатить их продажей своего труда на рынке, не имеет патерналистских характеристик. Речь, прежде всего, идет о таких целях соци- альной политики как выравнивание стартовых возможностей молодого поколе- ния через систему бесплатного общего образования, а также помощь тем граж- данам, которые по определению не способны помочь себе. В свое время французский социальный реформатор Третьей Республики Л. Буржуа, используя идеи О. Конта о солидарности как долге перед предыду- щими поколениями, легитимационную основу социального законодательства связывал с межпоколенческими связями и порождаемыми ими солидарностью [1, с. 45]. В научном же плане уже Э. Дюркгейм и Л. Дюги описали межгруппо- вые отношения как солидарность, основанная на взаимозависимости групп в сложно организованном обществе. По словам немецкого исследователя К. Байерца, основоположники социологии понимали солидарность как некий внутренний «цемент», скрепляющий общество [2, с. 9]. Понятие «взаимозависимость», используемое основоположниками социо- логии практически как синоним слова «солидарность», содержит в себе элемент реципрокности (взаимности), известный в экономической истории как особый тип социальной интеграции в дорыночной экономике, основанный на взаимо- обмене дарами. Если Дюркгеймовская органическая солидарность порождается осознанием факта взаимозависимости групп, то она не может быть односто- ронней. В солидарности кого-либо с кем-либо имплицитно присутствует расчет на взаимность безотносительно формы ее проявления. При формировании европейских социальных государств солидарность вы- ступала одним из этических оснований легитимации социальной политики пе- рераспределения. Однако в социальной солидарности скрыт и немалый рацио- нальный элемент, в том числе и расчет на реципрокность. П. Болдуин, исследо- вав историю формирования и особенности социального государства в пяти странах Западной Европы, утверждает, что социальная солидарность порожда- лась, главным образом, стремлением совместного противостояния социальным рискам, порождаемым рыночной экономикой. Соответственно, социальная база поддержки перераспределительной политики социального государства форми- ровалась сложным путем, включая в себя не только, и не столько промышлен- ный пролетариат, но и, главным образом, средние слои населения, подвержен- ные социальным рискам [3, с. 10–20]. Если в социальной солидарности граждан современных социальных го- сударств принцип взаимности (реципрокности) обеспечивается межпоколен- ческими связями, а также стремлением совместного противостояния социаль- ным рискам, то в случае с массовой миграцией это не так очевидно. Требуется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=