Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 254 гата, а потому заслуживает темы для отдельного разговора. Но есть и другие персонажи-крестьяне, чьи речевые характеристики в романе весьма значимы для раскрытия конкретного образа, описания взаимоотношений с главными ге- роями или их дополнительной характеристики. Так, образы крестьян описаны Л. Н. Толстым в связи с семьей Болконских, проживавшей в отдаленном имении и окруженной потому простыми людьми. Старая нянька Прасковья Савишна говорит именно так, как могла говорить практически любая пожилая крепостная крестьянка, ухаживавшая за господ- скими детьми. Это видно в первую очередь в ее обращении к княжне Марье, которую она зашла поддержать в трудную для семьи минуту. Свою воспитан- ницу она называет «ангел мой» , «голубка» , а также «княжна, матушка» . Если два первых обращения (вполне традиционных для того времени) показывают отношение няньки к Марье Болконской, то последнее как раз характеризует речь человека, находящегося в зависимом положении: слово «матушка» по от- ношению к человеку, которых гораздо моложе говорящего. Такие же обращения прозвучат в речи странницы Пелагеюшки, которую вместе с другими «божьими людьми» привечает княжна Марья. Старуха будет называть княжну Болконскую «матушкой» , а князя Андрея и приехавшего к нему Пьера «отец» или «отец мой» . Это вполне традиционное обращение к человеку-благодетелю, в котором есть уважение, даже почитание, и некоторое принижение собственной значимости перед собеседником. Кроме того, Пела- геюшка – человек верующий, искренне рассказывающий о чудесах исцеления, а потому говорящий с людьми всегда с уважением, никогда не позволяя себе позиции давления над собеседником, неуважения к его личности или словам. Л. Н. Толстой подчеркивает ее поведением и речью ее непосредственность, на- ивность, безоглядную веру. Когда Андрей и Пьер показывают своими словами и поведением, что сомневаются в достоверности рассказов странницы и даже позволяют себе иронизировать, Пелагеюшка начинает очень сильно волновать- ся: «Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками» ; «…заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску» ; «Отец, что ты сказал такое, бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?.. – обратилась она к княжне Марье» [3, с. 502]. С помощью довольно краткой, но значимой речевой характеристики обри- сован еще один крестьянин – ловчий Данило, появляющийся в эпизоде охоты. Уже описывая его, Л. Н. Толстой подчеркивает характерное для такого типа людей – признанных знатоков своего дела, знающих себе цену – несколько внешне высокомерную манеру поведения. Так автор говорит о крестьянине: «…из-за угла вышел доезжачий и ловчий Данило …с тем выражением само- стоятельности и презрения ко всему миру, которое бывает только у охотни- ков. Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него» [3, с. 630]. Не случайно Л. Н. Толстой использует повтор прилагательного «презри- тельный» , показывая с его помощью, с одной стороны, на чувство собственно- го достоинства крестьянина, его уверенность в себе как мастере, а с другой – уважение Ростовых к этому крепостному человеку, лучше других знающему

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=