Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 251 сятки полутонов и оттенков» [9; 91]. Так различать цвета под силу только ху- дожнику-живописцу. Трудно не согласиться с мнением исследователя твор- чества И. А. Бунина В. В. Нефедовым, который утверждает, что «…писатель… сознаёт себя представителем живописи в искусстве слова… он – профессионал пера, но с таким отношением к слову, которое соответствует отношению живо- писца к краске» [8; 60]. Стихотворения И. А. Бунина, особенно посвященные природе, среди кото- рой вырос поэт, можно уподобить пейзажам русских художников. Недаром А. М. Горький после выхода сборника «Листопад» писал автору, что будет сравнивать его с Левитаном. Нами было проанализировано пятьсот стихотворений И. А. Бунина, в ко- торых встречаются слова с семантикой цвета, так называемые колоризмы. Под колоризмами, вслед за Н. В. Арнаутовой, будем понимать «языковые (узу- альные) или речевые (окказиональные) единицы, в состав которых входит корневой морф, семантически или этимологически связанный с цветонаиме- нованием» [1; 1]. Наблюдения показывают, что в «палитре» поэта И. А. Бунина имеются все цвета, которые называют основными: красный, синий, зеленый, жёлтый, ко- ричневый, фиолетовый, лиловый, а также чёрный, белый, серый и некоторые другие. Самым частотным оказался синий и близкие ему голубой и лазурный. Следует отметить, что синий цвет был очень популярен у людей искусства в начале ХХ века. Основатель группы «Синий всадник» В. Кандинский говорил, что это цвет покоя, духовной углублённости [7]. Для Бунина-поэта синий связан как со зрительными природными впечатлениями (цвет небес, моря, родных про- сторов), так и с изображением внутреннего, духовного мира. Можно сказать, что использование слов, называющих синий, его оттенки, а также и другие цвета, свя- зано, с одной стороны, с фольклорными, народными традициями, а с другой – с религиозно-мистическими, философскими представлениями. И снова глубоко синеют небеса Над освежёнными лесами… За туманами, за синими лесами Уж как на море, на море На синем камени Нагая краса сидит… Ближайшим синему цвету в спектре является зелёный цвет, который также неразрывен у И. А. Бунина с русскими полями и лесами, среди которых прошло детство поэта. Например: «зелёное поле широкое», «всё темней и кудрявей бе- рёзовый лес зеленеет», «малейший звук в зелёной чаще»… Эмоционально зелёный цвет у Бунина связан, как правило, с радостью, надежной, которую несёт весна с её торжествующей, всепобеждающей си- лой жизни. Растёт, растёт могильная трава Зелёная, весёлая, живая… Над озером, над заводью лесной Нарядная зелёная берёза

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=