Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 250 Т. А. Соловьева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ БЫТИЯ» (О КОЛОРИЗМАХ В ЛИРИКЕ И. А. БУНИНА) Аннотация. В статье рассматривается роль колоризмов (цветообозначений) в стихо- творениях И. А. Бунина. Лирика И. А. Бунина богата колоративной лексикой. Поэт, обладая особой чувствительностью к цвету и краскам, создает произведения, которые можно назвать поэтической живописью. Ключевые слова: цвет, колоризм, оттенок, эмоциональная окраска, поэзия, живопись. И. А. Бунин принадлежит к числу авторов, чей талант достиг вершин как в прозе, так и в поэзии. Однако длительное время проза несколько заслоняла стихотворное наследие одного из самых ярких поэтов начала ХХ столетия. Именно за раскрытие русского национального характера в прозаических произведениях И. А. Бунину была вручена Нобелевская премия по литературе. Тем не менее творческий путь будущий Нобелевский лауреат начал со стихов, и поэтическое видение мира обнаруживается в любом его тексте. И. А. Бунину свойственна та необходимая поэту «чувства простота», о которой писала А. А. Ах- матова, он живо и непосредственно воспринимает окружающий мир, полный зву- ков, запахов, красок… К последним И. А. Бунин оказался особенно восприим- чив. Как и герой автобиографической повести «Жизнь Арсеньева», литератор «навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла земных и небесных красок» [4; c. 31]. Близость и взаимовлияние поэзии и жи- вописи давно известны. Мы знаем поэтов, бравшихся за кисть (М. Ю. Лермон- тов, В. В. Маяковский), или вдохновлявшихся полотнами художников… О роли красок, цвета, об их воздействии на духовную природу людей раз- мышлял великий немецкий поэт Иоганн Вольфанг Гёте. Его перу принадлежит трактат о цвете и его влиянии на человека. Это произведение автор «Фауста» считал едва ли не самым главным в своем творчестве. Гёте писал, что никто не может оставаться глух к зову красок, которые повсюду на всем, что видно в природе [6]. Русский поэт Серебряного века, современник И. А. Бунина А. А. Блок в статье «Краски и слова» отмечал, сколь важно для писателя пони- мание зрительских впечатлений. Бунин, считает А. А. Блок, способен к такому пониманию [2]. В статье «О лирике» Блок пишет, что « красочные и звуковые его (И. А. Бунина. – Т. С .) впечатления богаты. Мир Бунина – это мир по пре- имуществу зрительных и слуховых впечатлений» [3; 127–128]. Способность И. А. Бунина передать словом оттенки красок отмечали и другие его современ- ники: А. М. Горький, М. Волошин, К. И. Чуковский. Последний с восхищением восклицает: «Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозём – синий, а жнивья – лиловые? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит де-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=