Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 249 учащихся на создание проектов по фразеологии – это могут быть словарики в помощь школьнику, истории забытых единиц, любимые устойчивые едини- цы семьи и т. д. В курсе «Современный русский язык» студенты-филологи получают воз- можность дальнейшего и более углубленного изучения фразеологии: вводятся понятия фразеологическая единица и ее признаки, границы фразеологического ресурса языка, семантическая структура ФЕ, типы ФЕ по семантической спаян- ности компонентов (фразеологические сращения, единства, сочетания, выраже- ния), фразеолого-семантическая парадигматика, грамматика ФЕ и пр. Помимо теоретических сведений, в рамках курсов по выбору студентам предлагаются практикоориентированные задания: 1) выделение фразеологического материала в художественных и публицистических текстах с последующей систематизацией; 2) определение функционально-стилистической роли ФЕ в дискурсах разных ав- торов; 3) подготовка упражнений и заданий по фразеологии для школьников. Фразеология, несомненно, содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал. Именно поэтому необходимо уде- лять пристальное внимание изучению фразеологии в школе. От учащихся тре- буются умения находить фразеологические единицы в тексте, их интерпрети- ровать, употреблять в собственной речи. Поскольку процесс усвоения фразео- логического материала школьниками достаточно сложный, данная работа должна носить системный, последовательный и постоянный характер. Изуче- ние фразеологии в вузе не должно ограничиваться только теоретическими све- дениями, важно сформировать у будущих педагогов навыки методической ра- боты с данным материалом. Литература 1. Баранов, М. Т. Русский язык: Учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2008. 2. Большой фразеологический словарь русского языка / Отв. ред. В. Н. Те- лия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. 3. Гирчева, О. Е. Семантическая характеристика соматических фразеоло- гизмов с компонетом KÉZ «рука» в венгерском языке [Электронный ресурс] / О. Е. Гирчева, Н. В. Казаева // CYBERLENINKA. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/semanticheskaya-harakteristika-somaticheskih-frazeologizmov-s- komponentom-k-z-ruka-v-vengerskom-yazyke (дата обращения: 01.06.19). 4. Канакина, В. П. Русский язык. 4 класс: Учеб. для общеобразователь- ных организаций: В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – Ч. 1. 5. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – М.: Академ. проект, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=