Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 248 Основные сведения по фразеологии сообщаются учащимся в 6 классе при изучении раздела «Лексика и фразеология». Главная задача учителя на данном этапе – сформировать у школьников представления о фразеологизме как языко- вой единице: показать сходство и различие фразеологических единиц со словом и словосочетанием; показать специфику значения фразеологических единиц по сравнению со свободным словосочетанием; дать представление о системных отношениях во фразеологии (синонимия, антонимия); дать понятие о фразео- логических словарях [5, с. 210]. Напр., в учебнике «Русский язык. 6 класс» М. Т. Баранова вводятся следующие термины: фразеология как раздел науки о языке, фразеологизмы как устойчивые сочетания слов, равные по значению слову или предложению, а также объясняется происхождение фразеологизмов. Упражнения ориентированы на поиск фразеологизмов в тексте, использование в собственной речи, объяснение значения ФЕ с помощью рисунков и словаря: найдите в «Толковом словаре» два фразеологизма и составьте с ними предло- жения; найдите в тексте фразеологизм, подготовьте небольшое сообщение об одном из фразеологизмов и т. д. [1, с. 46–49]. Однако небольшое количество часов, отведенных на данную тему, не по- зволяет провести достаточно полный анализ фразеологического ресурса языко- вой системы, поэтому приходится ограничиваться наиболее важными сведе- ниями. По-прежнему актуальным остается расширение фразеологического сло- варя учащихся. Как показывает практика, наиболее успешному усвоению фра- зеологического материала способствует система заданий, направленных на вы- явление внутренней формы фразеологизма, его образной основы, той ситуации, которая послужила источником устойчивого оборота. Напр., можно предло- жить следующую работу с фразеологизмами: 1) «веревки вить»: – Прочитайте сведения о происхождении данного фразеологизма: «Фразеологизм восходит к практике крестьянского быта и связан с ремес- лом: чем мягче было волокно, из которого вили веревки, тем легче было полу- чить веревку необходимого размера» [2, с. 107]. – Как вы поняли значение данной ФЕ? – Подберите синонимы. – Составьте предложения с данным фразеологизмом. К сожалению, как показал наш анализ ведущих УМК по русскому языку, на следующих этапах обучения не предусматривается дальнейшее изучение фразеологии. Однако в основной и единый государственные экзамены по рус- скому языку включаются задания, направленные на проверку знаний учащими- ся фразеологических единиц. Многое зависит от заинтересованности учителя, от понимания им целесообразности системного обращения на уроках к фразео- логическому материалу. Компенсировать недостаток внимания к образному ре- сурсу языковой системы возможно посредством внеурочной деятельности. ФГОС основного общего образования предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий, т. е. навыков, способствующих самораз- витию. Одним из способов, позволяющих ребенку «научиться учиться», явля- ется проектная деятельность. На наш взгляд, будет полезным ориентировать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=