Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 247 Т. В. Сафонова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФРАЗЕОЛОГИЯ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения фразеологии в вузе и школе. Анализируется характер и объем теоретических сведений по данному разделу языка, предла- гаемых ведущими учебно-методическими комплексами и программами по русскому языку для основной школы, а также система заданий, направленных на закрепление полученных знаний. Предлагаются возможные направления работы с фразеологическим материалом, по- зволяющие углубить полученную в ходе уроков информацию и закрепить навыки использо- вания фразеологизмов в речи. При изучении фразеологии в вузе подчеркивается необходи- мость включения методической составляющей. Ключевые слова: фразеология, фразеологическая единица, основное общее образование. Сведения по фразеология традиционно являются необходимой частью курса современного русского языка в вузе и школе. Знание и использование фразеологического материала – важная составляющая коммуникативной ком- петенции как школьника, так и студента. «Благодаря таким неотъемлемым свойствам фразеологизмов, как образность, экспрессивность и слитность зна- чения, речь человека становится ярче, эмоциональней, образней и вырази- тельней» [3]. Анализ современных программ и учебников по русскому языку для на- чальной школы позволяет отметить, что уже в младших классах используются пропедевтические задания и упражнения, предполагающие работу с фразеоло- гическими единицами в практическом плане, без подробного анализа их внут- ренней структуры, выделения типов, без введения лингвистических терминов. Основные виды заданий направлены на непосредственное усвоение фра- зеологического материала, использование фразеологизмов в различных типах высказываний, что способствует обогащению фразеологического словаря уча- щихся. В качестве иллюстрации приведем ряд заданий из учебника «Русский язык. 4 класс» В. П. Канакиной: 1) прочитайте пословицы о языке и речи; как вы поняли их смысл: «В доб- рой беседе всяк ума копит, Умные речи приятно и слушать, По речам узнают человека»; запишите по памяти любые две пословицы; выберите пословицу и составьте на эту тему текст; 2) какое предложение по цели высказывания (на материале пословиц): Плохая шутка до добра не доводит, Будь своему слову хозяин и т. д.; 3) прочитайте, объясните смысл пословиц, выпишите предложе- ния, где употреблены антонимы: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь; Ученье – свет, а неученье – тьма; Мир лучше ссоры и пр.; 4) страничка для лю- бознательных: о фразеологизме «во весь опор»; 5) прочитайте, объясните зна- чение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов): Ребята слушали сказку, затаив дыхание ; Дождь все еще лил как из ведра ; Мы шли в гору черепашь- им шагом и т. д. [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=