Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 242 тяжении дальнейшего развития романного действия подобные знаки будут вступать во взаимодействие с различными сюжетными элементами (траги- ческими происшествиями на железной дороге, кошмарными снами героини и т. п.). Примером таких знаков романной завязки является употребление при- лагательного тупой и наречия тупо , которые вроде бы сами по себе не имеют никакой дополнительной смысловой нагрузки, но в общем нарративе приобре- тают ее именно в том тревожном ключе, о котором говорилось выше. Так, на катке Левин глядит на стоящую в отдалении Кити. Мы еще не знаем, чем за- кончится предполагаемое сватовство героя, как вообще будет развиваться ле- винская линия в романе, но что-то неопределенно тревожное уже возникает в авторском нарративе: «Она была на угле и, тупо поставив узкие ножки в вы- соких ботинках, видимо робея, катилась к нему» [39]. Слово с тем же корнем возникает и в каренинской линии. Оно также связано с негативными эмоциями героев: «Походка Алексея Александровича, ворочавшего всем тазом и тупыми ногами , особенно оскорбляла Вронского» [128]. Широко известно, насколько важное значение в построении текста у Толс- того приобретает деталировка. По смыслу она может вступать в противоречие с высказываниями героев или прямым авторским нарративом и даже развора- чивать их вспять. Так, рассказывая Долли о бале и предполагая, почему Кити не приехала к сестре, Анна Каренина говорит: «Но, право, право, я не виновата, или виновата немножко…» [119]. И Толстой комментирует реплику Анны, вво- дя в свой комментарий опровергающую интонационную деталь: «Сказала она, тонким голосом проятнув слово немножко ». Аналогичная деталь, характери- зующая цвет лица, встречается в том же разговоре: «Ах, боже мой, это было бы так глупо! – сказала Анна, и опять густая краска удовольствия выступила на ее лице …» [120]. К такого же рода важным, принципиальным для автора деталям относятся характеристики голоса Алексея Александровича Каренина. Литература 1. Сорокин, Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30–90-е годы XIX века / Ю. С. Сорокин. – М.; Л.: Наука, 1965. 2. Толстой, Л. Н. Анна Каренина / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Собр. соч.: В 20 т. / Л. Н. Толстой. – Т. 8. – М.: Худож. лит., 1963.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=