Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 239 Однородные ряды исчерпывающе и точно характеризуют различные виды деятельности толстовских героев: государственную, военную, земскую, хозяй- ственную и т. д. поэтому при рассказе о героях, задействованных в этих сферах деятельности, Толстой всегда использует конструкции с однородными членами. Конструкции с однородными компонентами (как однородными членами пред- ложения, так и однородными придаточными) создают эпичность повествова- ния, разворачивая его как большое полотно. Однородные компоненты органи- зуют широкую панораму авторского обзора, необходимую для воплощения этой эпичности. Так, например, представлено многолюдие катка, где оказыва- ются Кити и Левин. Общеизвестно, что Толстой был мастером психологической диалектики в изображении характеров. Он стремился к точности и тонкости передачи всех нюансов человеческих чувств, переживаний, особенностей отношений между людьми и т. д. Пример подобной психологической диалектики – в характе- ристике отношений Левина и Облонского. В зрелые годы Толстому удавалось говорить достаточно просто о вещах чрезвычайно сложных. Расставленные автором нарративные акценты всегда подчеркивают такие аспекты психологической характеристики ситуации, кото- рые всем хорошо известны в реальном поведении, но не имеют прецедентов описания. Толстой в этом безусловный новатор. Показателен рассказ о до- машней психологической атмосфере, сложившейся после примирения Стивы и Долли Облонских: «Весь вечер, как всегда, Долли была слегка насмешлива по отношению к мужу, а Степан Аркадьич доволен и весел, но настолько, чтобы не показать, что он, будучи прощен, забыл свою вину» [92]. Диалектика чело- веческих чувств и переживаний – один из опознавательных признаков индиви- дуального стиля Толстого. «Анна Каренина» – роман, в котором все характерные черты идиостиля зрелого Толстого проявляются наиболее отчетливо, в развернутом и совер- шенном виде. Сознание героев передается здесь в максимальном наборе языковых средств, которые за весь период своего творчества утвердил в русской художе- ственной прозе Толстой. С первых страниц романа «психологический синтак- сис» погружает читателя в мир переживаний героев. Это скобочные конструк- ции, показывающие многомерность мысли человека, способного воспринимать параллельно несколько вещей, думать об одном и вспоминать другое, рождать аллюзии, создавать ассоциативные связи и т. п.; ряды однородных придаточ- ных, оформляющих все ту же многомерность мысли человека, и «синтаксиче- ские переключения» с одного субъекта на другого в соседних предложениях, воспроизводящих мыли людей друг о друге. Так возникает известный стили- стический эффект толстовской прозы, когда герои словно бы проникают в соз- нание друг друга, обмениваются мыслями, а не словами, ведут «немой диа- лог» – гораздо более откровенный и содержательный, чем диалог вербальный. В данном случае речь идет о Стиве Облонском и его старшей дочери Тани: «Девочка знала, что между отцом и матерью была ссора, и что мать не могла быть весела, и что отец должен знать это, и что он притворяется, спрашивая об

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=