Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 237 глубоко страдающую, одинокую и порочную, легкомысленную: «Господи, гос- поди, будь милостив, прости мне грехи мои! Не наказывай меня больше!» – и тут же, показывая телеграмму, – «Получила сегодня из Парижа… Просит про- щения, умоляет вернуться…» [2, с. 644]. О пустоте героя, о бессмысленности его обещаний говорят монологи Гае- ва, брата Раневской. Смешно и нелепо звучит его речь, обращенная к «дорого- му, многоуважаемому шкафу», произнесенная «сквозь слезы». Не случайно этот монолог обрамлен репликой Симеонова-Пищика, произнесенной «удив- ленно», и ремаркой «пауза», а также репликой трезвомыслящего Лопахина, многозначительно произнесшего «Да…» [2, с. 634]. Наглядно характеризует ге- роя и другой его монолог из того же первого действия, где, обращаясь к пле- мяннице Ане, Леонид Андреевич дает эмоциональное, но пустое обещание: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано» [2, с. 639]. Лопахин, настоящее вишневого сада, в пьесе выступает и как «хищный зверь», и как «тонкая душа». Двойственность его образа также ярко проявляет- ся в его монологах. Апофеозом Ермолая Алексеевича выступает его речь в кульминации комедии, в 3 действии, где определяется новый хозяин имения. «Вишневый сад теперь мой! Мой!» – «хохочет» Лопахин. – «Я купил имение, где дед и отец были рабами…» [2, с. 660]. В этих словах все: и торжество побе- дителя, и истерика потомка крепостных предков. Но завершается монолог фра- зой, которая обнаруживает в Лопахине человека думающего, страдающего и, по сути, глубоко одинокого: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь» [2, с. 660]. «Облезлый барин», «недотепа» Петя Трофимов вступает в противоречие одновременно и с прошлым (Раневская), и с настоящим (Лопахин). Обращаясь к Ане, «вечный студент» порицает дворянское сословие: «…ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами… ведь это переродило всех вас…» [2, с. 649]. Прощаясь в 4 действии с Лопахиным, он да- ет совет новому хозяину имения, а точнее, хозяину России: «…не размахивай руками!». А завершает свой монолог выразительной характеристикой купца: «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…» [2, с. 662]. Монологи представителя будущего обнаруживают в нем и филосо- фа, и демагога, его пространные рассуждения поражают и точностью формули- ровок, и оторванным от жизни романтизмом. Таким образом, монологи центральных героев комедии А. П. Чехова «Виш- невый сад» помогают лучше понять их характеры и уяснить суть авторской по- зиции. А в конечном итоге ведут читателя к постижению центральной идеи пьесы, которая состоит в раздумье о судьбе России, стоящей на пороге трагиче- ских социальных катаклизмов. Литература 1. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожев- никова, П. А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 1987. 2. Чехов, А. П. Избранные сочинения: В 2 т. / А. П. Чехов.– М.: Худож. лит., 1986. – Т. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=