Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2019 236 Г. С. Миронова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РОЛЬ МОНОЛОГОВ В СОЗДАНИИ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ В КОМЕДИИ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» Аннотация. Статья посвящена анализу монологов центральных героев комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». Акцент в работе делается на роли развернутых реплик Ранев- ской, Гаева, Лопахина и Пети Трофимова в раскрытии идеи пьесы, а также на то, как данные монологи помогают понять характер каждого из указанных персонажей последнего чехов- ского произведения. Ключевые слова: комедия, монолог, система образов, символ. В драматическом произведении большое значение имеет монологическая речь персонажей, которая демонстрирует их «волевые действия и активное са- мораскрытие» [1, с. 100]. С помощью развернутых реплик герои могут апелли- ровать к партнерам по сцене или к зрителям, а также выражать свои скрытые переживания, усиливающие драматизм действия и выявляющие его смысл. В чеховской комедии «Вишневый сад» все центральные персонажи произносят монологи, которые знаменуют «всплеск эмоций разобщенных и одиноких людей» [1, с. 100]. Как известно, последняя чеховская пьеса, написанная в 1903 году, посвя- щена раздумьям писателя о судьбе Отечества, которое вступило в XX век, в эпоху социальных перемен. Символом России и одновременно главным геро- ем комедии выступает образ, заявленный в ее названии («Вся Россия наш сад», – говорит в пьесе представитель молодого поколения Петя Трофимов [2, с. 649]). Каждый герой выражает в монологах свое отношение к этому образу-символу, и одновременно с помощью данного драматургического средства автор создает характер персонажа. Прошлое России воплощают Раневская и Гаев, представители уходящего дворянства. Для них вишневый сад – символ их детства, олицетворение счастья и красоты. «…О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…», – вос- торженно восклицает Любовь Андреевна, только что вернувшаяся в Россию из Парижа [2, с.636]. Монологи Раневской выдают в ней натуру поэтическую и в то же время крайне непрактичную, легкомысленную, ведь уже в монологе из 2 действия сама героиня признается в своих грехах: «…Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги…» [2, с. 644]. Отношение Чехова к Любови Андреевне двойственное. Автор смеется над ее недостатками и в то же время сочувствует героине. Авторское отношение к владелице вишневого сада мы можем понять из того же монолога, в котором Раневская сетует на судьбу (непутевый муж, неверный любовник, гибель сына, брошенная дочь). Ремарки («утирает слезы», «достает телеграмму», «рвет телеграмму») отражают две стороны ее личности –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=